Запоминаем назубок
Есть несколько общих правил личной гигиенической безопасности. Им начинают учить с раннего детства, и большинство детей неплохо эти навыки усвоили. Тем не менее нелишним будет выяснить, помнит ли ребёнок, что нужно:
- Вымыть руки перед едой, после приёма пищи, туалета и по возвращении домой.
- Вытереть или вымыть что-то несъедобное, например ручку, если оно упало на пол. Без сожаления выбросить даже самую вкусную в мире конфету, побывавшую под партой или на асфальте.
- Кашлять и чихать в сторону от людей, прикрывая рот и нос сгибом локтя.
- Во время посещения туалета использовать для гигиены туалетную бумагу, после чего обязательно вымыть руки с мылом.
Малыш должен знать, что ни в коем случае нельзя есть что-то, что побывало во рту другого человека, даже если это друг или подруга. Не стоит пить из одной бутылки, меняться ношеной одеждой и обувью.
Формируем неочевидные привычки
Если с элементарными санитарными правилами дети хотя бы отчасти знакомы, то не слишком очевидные гигиенические нормы нужно проговаривать отдельно. А ведь эти привычки не менее важны для соблюдения чистоты и профилактики заболеваний.
- После физкультуры или прогулки на продлёнке вспотел? Смени влажную футболку на сухую. У разгорячённого ребёнка выше риск переохлаждения и, как следствие, проблем со здоровьем.
- В школьной раздевалке вешай одежду аккуратно. Потому что кое-как накинутая на крючок куртка уже через несколько минут будет валяться на пыльном и мокром полу. Промокшие под дождём или снегом аксессуары — варежки, шапку — не клади в карман или рукав. Принеси в класс, учитель подскажет, где высушить.
- Отвечал у доски и с блеском справился с трудной задачей? Воспользуйся влажной салфеткой. Меловая пыль сушит кожу, может накапливаться в лёгких.
- Не клади остатки еды в ранец! В тепле класса кожура банана, огрызки яблок размокнут, остатки сока вытекут и перепачкают книги и тетради.
Конечно, поначалу придётся напоминать и перепроверять. Но со временем гигиеническое поведение войдёт в привычку и не будет требовать от ребёнка усилий.
Учимся защищать нервы
Прививайте детям умение соблюдать информационную гигиену [4]. Не нужно ввязываться в скандалы и споры. Не стоит слушать и тем более распространять непроверенную информацию. Необязательно дружить с одноклассником, который позволяет себе нецензурно выражаться, и уж конечно совершенно недопустимо отвечать ему тем же.
Не забываем про помощников
В школьных ранцах и рюкзаках обычно несколько отделений. Выделите одно, чтобы положить туда:
- Влажные салфетки. Ими удобно оттереть чернильный или карандашный след, освежить руки после урока. Не кладите большую пачку: упаковка быстро истреплется, клапан загрязнится, клеевой слой на нём высохнет. Подберите «походный» вариант на 10–20 салфеток и регулярно обновляйте его.
- Детский санитайзер. Пригодится, если нет времени или возможности вымыть руки.
- Бумажные платочки. Для носа, вытереть кисточку, промокнуть клей, открыть и закрыть кран в туалете — применение для одноразовых носовых платков всегда найдётся.
Помощь, подсказки и напоминания родителей очень важны для быстрой адаптации недавнего дошкольника в новых условиях. Совсем скоро он привыкнет, научится и будет делать сам то, что поможет ему сохранить здоровье — как физическое, так и психологическое.