Психолог Т. Кузьмишина провела опрос среди мам и пап. Оказалось, взрослые всегда стремятся к тому, чтобы малыш соблюдал нормы поведения в обществе. Для пресечения неправильных, на их взгляд, поступков родители готовы пойти на любые поблажки. И малыши это отлично схватывают: 80% участников опроса считают, что ребёнок знает, как добиться от родителя желаемого.
Семейный психолог Л. Петрановская уверена: ничего страшного в детских истериках нет. И тем более это не повод для родителей корить себя. Всё дело в мозге малыша: в нём ещё недостаточно развиты структуры, отвечающие за контроль эмоций. А иногда крохе просто нужно выплеснуть накопившиеся чувства. Так считает доктор психологических наук и автор книг по воспитанию детей Л. Маркхём. Бурю из слёз, истерик и капризов нужно просто переждать.
Однако этот вариант подходит, если малыш не в духе дома. В людном магазине или тихом парке дать малышу 10–20 минут на «покричать» не так легко. Как быть?
Родители могут предусмотреть ситуации, в которых скандалы случаются чаще всего, и действовать в зависимости от повода. Малыш начинает плакать на подъезде к поликлинике? Выходите из дома заранее [3]. Не умеет пока вести себя в детском магазине, требует все игрушки с полок? Возможно, визиты в столь провокационные места лучше отложить. Если известно, что проблема может возникнуть, заранее подумайте, как её избежать.
Всегда есть шанс договориться с малышом «на берегу». Например, перед походом в магазин предупредить о покупках только нужного. Важно, чтобы ребёнок согласился на условия взрослого, — постепенно это сформирует привычку отвечать за свои слова.
Оказывается, чтобы сказать малышу твёрдое «нет», нужно подобрать момент. Например, ребёнок только проходит мимо полки с игрушками, а мама или папа уже заявляют: «Мы ничего тебе не купим, даже не смотри!». Лучше подождать, пока кроха выберет и попросит что-то конкретное, и тогда отказать с объяснением причины.
Малыш может думать, что мама или папа не выполняют его просьбу просто из упрямства. Озвучьте то, что ребёнок чувствует: «Я понимаю, мы не купили ту куклу и сейчас ты расстроена, но…». Если родители не обесценивают эмоции, относятся к ним с пониманием и вниманием, найти общий язык будет проще.
Чтобы отвлечь малыша от сопротивления, можно быстро переключить его внимание. В магазине попросите кроху помочь отыскать что-то конкретное, самому выбрать, в какую из касс занять очередь, самостоятельно (конечно, с помощью родителей) оплатить нужные покупки. Ещё один плюс такого подхода — развитие внимания, логики и чувства значимости.
Если вы всё же упустили драгоценные минуты и истерика неминуема, сперва успокойтесь сами. Посчитайте до десяти, сделайте глубокий вдох, подумайте о горячем кофе, который ждёт вас, как только всё придёт в норму. Есть время — пережидайте, обнимайте и выражайте понимание.
Самый радикальный метод: взять ребёнка на руки и унести в нужном вам направлении — к выходу из магазина, в сторону дома. Параллельно говорите с малышом о его чувствах. В будущем такая модель поведения может сработать в плюс: постепенно ребёнок поймёт, что если взрослый просит о чём-то, то это должно быть сделано. Но такой выход из ситуации лучше держать на самый крайний случай.