Растишка

Расширяем словарный запас ребенка!

Полезные статьи

Активный скачок в развитии речи ребенка происходит с 2 до 3 лет: в это время словарный запас увеличивается в 5−10 раз. Если в двухлетнем возрасте малыш использует лишь 50 самых простых слов, то к 3 годам его лексикон может достигать уже 300−700 слов. Какие слова составляют основу словаря трехлетки? В первую очередь, это названия хорошо знакомых предметов и явлений: игрушки, животные, части тела, посуда, мебель. В это время ребенок начинает активно общаться, и его речь обогащается общепринятыми словами, часто применяемыми в диалогах: привет, пока, спасибо, пожалуйста, до свидания. Он также может обозначить качества разных людей: добрый, хороший, злой, красивый. Называет свое имя, пол и возраст. Отличает единственное и множественное число существительных и глаголов («машина едет» и «машины едут»), понимает значение предлогов (то есть точно знает, что нужно сделать, если говорят: «положи мячик в коробку» или «поищи карандаш на столе»). Кроме того, трехлетние дети уже хорошо понимают короткие рассказы и сказки (как с опорой на иллюстрации, так и без них).

  • Приучайте ребенка заменять в речи «детские» наименования предметов, действий, людей на их правильные названия: не «бибика», а машина, не «ляля», а кукла, не «ням-ням», а есть.
  • Незнакомое слово повторяйте с ребенком несколько раз, придумывайте с этим словом разные словосочетания и предложения.
  • Тренируйте речевой аппарат ребенка, повторяя с ним чистоговорки: «Уп-уп-уп-уп — я готовлю папе суп», «Ду-ду-ду, ду-ду-ду — дети бегают в саду», «Ко-ко-ко- кошка любит молоко», «Ли-ли-ли суп соленый, не соли!».

На 4 году жизни дети начинают лучше понимать взаимосвязь между предметами и явлениями и делать простые умозаключения. В этом возрасте они задают особенно много вопросов (Как? Почему? Зачем? Как это называется? Что это значит?). В 4 года активный словарь ребенка достигает уже 1500 — 2000 слов. Ребенок способен строить сложные предложения, использует предлоги и союзы (по, до, вместо, после, потому что, сколько, когда). В речь добавляются понятия времени и пространства. Ребенок понимает, что такое обобщающие слова: сливы, яблоки и груши — это фрукты, куртка и пальто — одежда. Незнакомые слова дети заменяют на «то» или «это», если не знают точного названия («Дай мне это!»).

  • Показывайте ребенку картинки, объединенные по смыслу, и просите его подобрать общее слово для изображенных предметов, животных или людей. Такое упражнение развивает не только логическое мышление, но еще и фантазию (например, если вы покажете ребенку изображения мальчиков и девочек, обобщающими словами могут стать как «дети», так и «малыши», «ученики», «друзья» и другие).

В 5 лет ребенок должен овладеть всеми звуками родного языка, а его словарный запас уже может достигать 3000 слов. Он уверенно использует все части речи и способен описать практически все предметы окружающей его действительности.

  • Называйте какое-то слово и просите ребенка предложить противоположное по смыслу: горячий-холодный, мягкий-колючий, яркий-тусклый, светлый-темный.
  • Выберите любой предмет и по очереди называйте вместе с ребенком прилагательные, которые этот предмет описывают. Например, яблоко — спелое, красное, гладкое, вкусное, сочное, аппетитное.
  • Чтобы речь ребенка перестала быть односложной и отрывистой, попробуйте придумывать с ним рассказы, глядя на картинку, пусть он опишет тех, кто на ней изображен, что они делают, как выглядят, как относятся друг к другу и т. д.

Ближе к 6 годам детская речь активно обогащается образными понятиями и словосочетаниями (хоть глаз выколи, ни свет, ни заря, наесться до отвала). Ребенок начинает понимать грамматические правила, верно выстраивает слова в предложении, пытается сам догадаться, что значит незнакомое слово.

  • Называйте ребенку разные слова, например, предметы одежды и попросите исключить лишнее: майка, штаны, платье, ведро, пальто.
  • Вводите в общение пословицы и поговорки, объясняйте, в каком случае их употребляют: например, во время обеда: «А Васька слушает, да ест», во время обучения или уборки: «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда» или «Поспешишь — людей насмешишь».

Важные правила

Самое главное правило, на первый взгляд, и самое простое — разговаривайте с ребенком как можно больше, буквально с первых дней жизни. Отправляясь гулять, рассказывайте о погоде, называйте марки автомобилей, названия растений. Если ребенок бывает на кухне, когда вы готовите обед, объясняйте, что делаете, произносите названия предметов посуды и различных ингредиентов блюда. Не бойтесь давать ребенку длинные и трудные слова. Дети удивительно хорошо запоминают и наименования необычных блюд, и названия динозавров.

Развивая словарный запас ребенка, делайте особый акцент на новых прилагательных. Очень часто выразить свои эмоции по отношению к предмету ребенок может лишь с помощью стандартного набора слов: «классный», «красивый», «интересный». Постарайтесь ввести в лексикон ребенка как можно больше описательных прилагательных — «удивительный», «неподражаемый», «трогательный», «поразительный». Употребление прилагательных характеризует яркость и образность человеческой речи.

Не обрушивайте на ребенка поток новых слов. Попробуйте включать в разговоры с ним по одному незнакомому новому слову. При этом просто назвать слово — недостаточно, лучше объяснить, что оно означает, используется ли сейчас или его можно встретить только в книгах. Это касается, например, слов из русских народных сказок: ребенок вряд ли знает, что значит слова «бричка», «опара», «армяк» или «кушак», а не поняв их значение, может не понять и смысл всей истории.

Чаще читайте ребенку книжки и старайтесь привить любовь к чтению, ведь во время этого занятия развивается не только речь, но и внимание, логическое мышление, фантазия, память. Обсуждайте с ребенком сюжет, спрашивайте, понял ли он, что вы только что прочитали, попросите пересказать историю.

Если малышу пока не удается выражать свои мысли четко и не сбиваясь, не бойтесь сами уточнять и задавать вопросы («Что ты имел в виду?», «Можешь объяснить то же самое другими словами?»).

И, наконец, самое главное: не забывайте о работе над собой. Ведь давно известно: чем шире словарный запас родителей, тем больше слов узнает ребенок.
Другие статьи категории Полезные статьи