Правильно выполнить упражнение, прочитать и запомнить детали рассказа, довести до ума рисунок — успешно справиться с этими и многими другими «учебными» делами ребенку поможет умение концентрировать внимание.
Еще недавно — в возрасте полутора — трех лет, увидев в траве жука, кроха замирал над ним, как завороженный! Он сосредоточенно изучал чудо природы на вид и на ощупь, чем демонстрировал родителям, что умение концентрировать внимание дано ему от природы.
Правда, такая естественная сосредоточенность носит крайне «капризный» характер: стоит родителям призвать чадо заняться чем-то, что не кажется ему любопытным, высокая степень концентрации внимания превращается в рассеянность.
Эффективность развивающих занятий, подготовки к школе и собственно учебы напрямую зависит от того, насколько у ребенка развита память, избирательное внимание и умение сконцентрировать внимание, когда того требует учебная ситуация.
К счастью, педагоги по дошкольному развитию предлагают немало игр для развития у малыша умения в нужный момент сконцентрировать внимание.
Игра «Выполни по образцу». Для этой игры удобно использовать заранее подготовленные листы в крупную клетку с напечатанным на них различным количеством рядов и различным количеством одной и той же фигуры в каждом ряду (к примеру, 5 рядов кружков, но в каждом ряду — разное количество кружков). Также это могут быть ряды с различным набором фигур — ряд квадратов, ряд кругов, ряд треугольников.
Попросите ребенка в точности повторить комбинацию фигур, изображенную на листе. Прежде чем приступить, проговорите с ним алгоритм действий: сначала внимательно изучить «содержание» каждого ряда, затем — попробовать аккуратно нарисовать фигуру или фигуры отдельно, а после — повторить весь рисунок, сверяясь с оригиналом.
Рисунок готов? Предложите малышу вместе с вами проверить правильность выполнения узора и исправить ошибки. Когда воспроизведение рисунков в клеточках будет освоен, переходите к более сложным узорам — на чистом листе.
Обратите внимание! При выполнении таких заданий важно не только, насколько точно ребенок воспроизводит образец, но и как долго он может работать без ошибок. Будьте готовы к тому, что на первых порах ошибки будут появляться достаточно скоро. Но по мере тренировки концентрации, ошибок станет все меньше, а те, которые будут, станут появляться к концу работы.
«Как найти?» Для этой игры вам понадобятся плакаты с изображением множества однотипных предметов, у нескольких из которых должен быть один общий, но незначительный признак. К примеру, предложите малышу помочь мебельному мастеру разобраться в его кладовой и найти все стулья, с круглыми спинками, столы на одной ножке, табуреты
«Незаконченный рисунок» Для этой игры вам понадобятся незаконченные рисунки — к примеру, очертание чашки, вазы с яблоками или т.д. Расскажите малышу историю о том, что один знаменитый художник начал писать картину. Он уже сделал первые наброски, но был вынужден срочно уехать навестить семью.
Перед отъездом художник попросил ребенка завершить картину. Правда, сначала малышу нужно понять, что же планировал нарисовать художник? Если ответ не придет в голову сразу, предложите крохе сосредоточиться, провести пальчиком по линиям, которые нанесены на лист, и пальчиком же попробовать «дорисовать» изображения, вслух предполагая, что это может быть.
Детям старшего дошкольного возраста — 5,5 — 6 лет, которые уже освоили простую арифметику, можно предложить игру, напоминающую школьный арифметический диктант.
Расскажите об условиях: вы будете читать арифметические задачи, а малышу нужно будет решить их в уме. При этом получившееся число тоже нужно держать в уме, а записать результаты можно будет только после того, как вы скажете: «Записываем!».
Безусловно, содержание, сложность и количество задач зависят от возраста ребенка и его подготовленности. Вот пример такого «диктанта»: «Даны два числа: 5 и 2. Сложи первое число и второе. А теперь от полученного числа отними 3. И прибавь еще 4. Теперь — записываем, что получилось!»
«Невидимки» Эта игровая механика напоминает по своей сути «Незаконченный рисунок» — малышу также нужно сосредоточиться и понять, о какой фигуре, цифре или букве «идет речь». Правда, на этот раз в его распоряжении не будет картинки с очертаниями, ведь фигура будет «описана» в воздухе движением руки. В этой игре важно оговорить с малышом количество повторений демонстрации — сначала их будет 2 — 3, а вскоре — будет достаточно одного показа, чтобы ребенок понял, что вы «рисуете» в воздухе. И поймет он это благодаря умению направить свое внимание строго на происходящее.
Будьте внимательны к успехам ребенка. Заметив, что он уже уверенно справляется с заданиями, подумайте, как немного усложнить задачу? И помните — важно, чтобы малышу было интересно и весело — игровой момент является ключом к успеху!