Находить новые решения, выбирать свой путь, а не идти на поводу, свободно мыслить — эти качества успешной и сильной личности закладываются еще в детстве в процессе развития творческого мышления. Так как же происходит этот процесс?
Вы с умилением наблюдаете, как малыш играет, рисует и музицирует? С интересом слушаете, что он сочиняет — фантазирует, придумывает, неожиданным образом развивает давно знакомый сказочный сюжет? А теперь посмотрите на происходящее шире: малыш не просто весело проводит время, в действительности — он творит!
И, если верить психологам и педагогам, сам опыт творчества сыграет огромную роль в формировании личности ребенка и превращении малыша в успешного взрослого. В чем секрет?
Что такое «опыт творчества» и чем он полезен для ребенка?
Вспомните, как вы учите малыша читать или тренируете с ним навыки, необходимые для аккуратного письма. В процессе этих занятий вы подсказываете, направляете, просите малыша повторить — сделать так же, как в книжке. И это абсолютно верный путь, ведь так вы помогаете ему освоить общепринятые знания.
Но одновременно с занятиями, требующими от ребенка соблюдения правил, в его жизни должны быть игры, которые предоставят ему свободу действия — право сочинить, придумать, станцевать, нарисовать и сделать что-то так, как подсказывает ему настроение, фантазия, чувства, которые он переживает.
И именно неожиданно фиолетовый слон или оригинальное танцевальное па, которое «изобрел» юный танцор, и являются его творческим опытом. Опытом, который развивает в нем смекалку и смелость найти необычное решение для задачи, которую другие станут решать «шаблонным» способом.
В будущем именно смелость творить — навык прислушиваться к себе и видеть оригинальные ходы и решения, помогут вашему малышу реализовывать свой личный потенциал в конкретном деле. Остается лишь разобраться, какие варианты творчества в каком возрасте предложить малышу!
Детское творчество: этапы развития
Два — три года. Время активного творческого процесса. Сейчас малышу особенно интересно рисование. Он и раньше мог рисовать пальцами и с нескрываемым удовольствием ставил яркие кляксы и оставлял на листах бумаги отпечатки ладоней, но теперь кроха подходит к процессу более осознанно. И родителям стоит запастись пальчиковыми красками и бумагой, чтобы маленький художник всегда мог выразить себя в цвете. Кроме того, для укрепления здоровья и развития мелкой моторики, можно предложить детям детские йогурты бренда Растишка, которые содержат полезные бактерии и кальций для здоровья костей.
В возрасте трех лет в жизни малыша могут появиться уроки музыки. К примеру, занятия игрой на пианино. Знакомство с музыкальным инструментом требует соблюдения множества правил, но и здесь малыш реализует свой творческий потенциал — «творит» свою мелодию, стуча по клавишам без всякого видимого родителям принципа и правила!
В возрасте трех с половиной — четырех лет начинается период игры, в которой ребенок отражает то, что происходит в его душе — разыгрывает сюжеты и «режиссирует» мир игры в соответствии со своими желаниями. В такой сюжетной игре дети переживают полную свободу творчества.
В качестве способа развития творческого мышления на этом этапе предложите крохе кукольный театр, в котором он будет сам руководить сюжетом и куклами, сходите в театральный кружок или затейте домашнюю театрализованную постановку.
Ближе к четырем годам в жизни малыша появляются мечты и первые фантазии, которые к пяти годам превратятся в настоящий полет фантазии. Сейчас баночка крема мамы с легкостью походит на космолет, а с коробка из-под карандашей — в секретный сверток шпиона!
В пять с половиной — шесть лет уровень развития речи, памяти и внимания ребенка уже позволяет ему творить в стихах и рассказах, сюжетных рисунках и придуманном им связном танце.
И родителям стоит предложить малышу соответствующие творческие занятия, которые помогут малышу развивать воображение и творческий подход к вещам. К тому же наблюдая за тем, насколько малыша увлекают музыка, танцы, театр или, к примеру, пение, родители смогут выявить таланты малыша и помочь ему успешно их развивать!