Растишка

Что ребенок должен научиться делать сам?

Психология
Ольга Гаранина
Практический психолог, психодраматерапевт, арт-терапевт, семейный психолог, педагог дошкольного образования, педагог-психолог 2 категории

Любящие родители стремятся во всем помогать своему ребенку. И это правильно, ведь трех-четырехлетний малыш не может, к примеру, сам сварить себе кашу, постирать одежду или даже почитать сказку. Но есть вещи, которые в определенном возрасте ребенок должен обязательно научиться делать сам.

Нередко мама с папой и сами не замечают, как перехватывают инициативу у сына или дочки. Застегивают куртку, не дожидаясь, пока ребенок справится с молнией, боясь, что он опрокинет кувшин, сами наливают воды, делают сложное домашнее задание, чтобы получил пятерку, и даже могут смастерить поделку для конкурса юных талантов.

Психологи подобные действия не одобряют и сходятся во мнении, что такая помощь не только не способствует развитию, но еще и заставляет ребенка сомневаться в собственных силах, делает робким, а иногда и ленивым. Поэтому все, что ребенок в состоянии делать, он должен делать самостоятельно в любом возрасте. Касается это как физических навыков, питания, гигиены, так и общения, учебы или выполнения творческих заданий.

Учимся одеваться

Пуговички, клепки, шнурки, молнии и карабины доставляют детям немало хлопот. Однако, начиная с четырех-пяти лет детям вместо обуви на липучках стоит покупать кроссовки со шнурками или сандалии с обычными застежками. Простые футболки и свитера можно заменить на рубашки и кардиганы на пуговицах. Надевая такую обувь и одежду, ребенок будет каждый раз тренировать мелкую моторику.

Прежде чем перейти на сложные застежки и шнуровки, можно, например, потренироваться на специальной поделке. Чтобы сделать ее, возьмите лист картона, фломастер, шило или иголку и пару ярких шнурков. Нарисуйте на картоне 2 ботинка (вид сверху) и проделайте дырочки для шнурков. После этого научите ребенка продевать шнурки в дырочки и завязывать аккуратный бантик.

Гигиена и уход за собой

К 5−6 годам ребенок должен уже без помощи мамы уметь самостоятельно умываться, чистить зубы, расчесываться, мыться (стоит помогать разве что с мытьем головы), ходить в туалет и пользоваться туалетной бумагой. Но, приучая к самостоятельности, в первое время не оставляйте ребенка без присмотра во время гигиенических процедур (к примеру, чистки зубов), иначе зубная щетка может с легкостью превратиться в кисточку художника.

Социальные навыки

Малыши часто стесняются незнакомых людей, могут не отвечать на обращенный к ним вопрос, прятаться за маму, отворачиваться. Если ребенку задают вопрос («Сколько тебе лет?», «Как тебя зовут?», «Хочешь яблоко?») и он немного замешкался, не спешите отвечать сами. Практика общения — лучший способ преодолеть стеснительность, завести новых друзей, обрести уверенность в себе.

К 6 годам ребенок должен научиться общаться самостоятельно — вступать в беседу и высказывать свое мнение, слушать не перебивая, просить о помощи и предлагать свою, когда она нужна, знакомиться с детьми, присоединяться к группе играющих детей. Не позволяйте себе вводить ребенка в игру словами: «Ребята, это Костя, он с вами поиграет». Пусть он сам попробует присоединиться к группе играющих детей: «Привет, я — Костя! Можно я с вами поиграю?» или «Вам нужен новый участник?».

Старайтесь не подключаться и к решению конфликтов со сверстниками. Дети мирятся так же быстро, как и ссорятся, но если к решению проблемы подключаются родители, у ребенка может сложиться репутация ябеды.

Домашние задания

Для чего детям дают домашние задания? Чтобы лучше разобраться в материале, закрепить новые знания. Поэтому и выполнять их ученик должен самостоятельно. Если вам кажется, что без помощи родителей работа идет слишком медленно или ребенок пропускает что-то важное, обратите внимание на следующие моменты:

  • Установите четкий распорядок дня. Начинать делать уроки лучше в одно и то же время. Чтобы семилетний ребенок не переутомлялся, после 15−20 минут выполнения заданий, стоит сделать 5-минутный перерыв. Можно попрыгать, поиграть в мяч или сделать несколько приседаний.
  • Научите ребенка работать, не отвлекаясь — во время выполнения заданий не рисовать, не брать в руки телефон или игрушки.
  • Постепенно снижайте уровень контроля. Не сидите рядом с ребенком постоянно, а подходите лишь иногда, чтобы проверить выполненные задания. Делать уроки самостоятельно ребенок должен научиться к концу начальной школы.
  • Научите сына или дочку разделять задания на сложные и легкие и равномерно их чередовать. Так на домашнюю работу будет уходить меньше времени.
  • Если, проверяя выполненную работу, вы находите ошибки, не ругайте ребенка, а попросите найти их и исправить самостоятельно.
  • Если какое-то задание дается трудно, объясните правило, задайте наводящие вопросы, но не беритесь решать задание сами. В крайнем случае покажите, как решается аналогичная задачка.

Самое главное — не забывайте поощрять ребенка за любые, даже маленькие победы — добрым, ласковым словом, а иногда и приятным подарком. И запаситесь терпением, обучая детей самостоятельности. Согласитесь, никто из взрослых не умел с рождения завязывать шнурки, чистить зубы, считать в уме или варить суп. Всему этому нас научили терпеливые и заботливые мамы, папы, учителя и воспитатели.

Другие статьи категории Психология