Когда растёт маленький человек, естественное желание взрослых — уберечь его от опасностей, оградить от неудач, помочь, позаботиться. Не обесценивать, создавать благоприятную атмосферу для развития и творчества — это понятные каждому осознанному родителю вещи. Но иногда чрезмерное усердие родителей в похвалах и поддержке порождает в ребёнке непонимание, на что он действительно способен сам. Как же соблюсти золотую середину?
И ключевое слово здесь — «искренне». Похвалой следует подчёркивать те моменты, которые вы хотите закрепить в поведении малыша. Например, когда вам хочется поощрить ребёнка за не очень аккуратную поделку, оцените только понравившиеся вам детали его работы.
Главное, чтобы малыш не услышал неискренних нот в вашей похвале. Фальшь может подорвать доверие к обратной связи. Зато если вы от всего сердца похвалите его, особенно перед другими, этим вы мощно укрепите фундамент уверенности в себе.
Поощряйте стремление ребёнка к самостоятельности. Пусть он приобретает новый опыт, развивает навыки и осваивает мир. Самому залезть на горку, одеться, нарисовать любимого котика — всё это важно сделать по-своему и в собственном темпе.
Ошибки и работа над ними помогут в будущем не пасовать перед неудачами. Лучше проговорить с малышом, что именно не получается и как это исправить. Обеспечьте безопасность экспериментов, расскажите ему о правилах и ограничениях — и спокойно и доброжелательно наблюдайте.
Ситуация, в которой необходимо сделать выбор, учит малыша прислушиваться к себе и оценивать окружающую обстановку. Поначалу предлагайте ребёнку два варианта на выбор. Позвольте ему решить, в красной или зелёной кофточке пойти на прогулку. Ехать ли на велосипеде или на самокате. Съесть яблоко или банан на полдник. Постепенно усложняйте задачи, добавляя варианты.
Пусть выбор окажется неудачным: этот опыт научит ребёнка соотносить причины и следствия. Умение принимать решения укрепляет уверенность в себе как в отдельной личности, желания которой значимы.
Вера в себя и неспособность оценить свои достижения находятся на разных полюсах. Когда ребёнок полагается в оценке своих действий только на взрослых, у него не развивается навык самооценивания и здоровой самокритики. Если малыш показывает вам свой рисунок, спросите у него: «А тебе понравилось, как ты справился? Как ты думаешь, что у тебя лучше всего получилось?», а после дайте и свою оценку его работе.
Понимающие свои желания и возможности взрослые вырастают из детей, к стремлениям которых чутко прислушивались. Ребёнок проводит часы за музыкальными игрушками, а на конструктор даже не смотрит? Поддержите в нём любовь и интерес к музыке. Вы мечтаете видеть его пловцом, а он стремится на кружок лепки из глины? Его право. Здесь важно помнить, что не бывает правильного или неправильного выбора, если занятие по душе. Инициатива малыша — это надёжный маркер того, чем он будет заниматься с радостью и без принуждения.
Уверенность ребёнка в себе базируется не только на том, как родители ведут себя с ним, но и как они относятся сами к себе, друг к другу и к миру. Уверенный в себе взрослый — гарант безопасности и принятия. С таким родителем всё становится достижимым и возможным. Укрепляйте собственную самооценку, стройте уважительные отношения в семье, решайте конфликты в спокойной обстановке — и эта основа станет вашему малышу надёжной базой для развития.