Сто рублей от папы на мороженое, копилка в подарок от бабушки, «купи хлеб, возьми на сдачу чупа-чупс» — как правило, мы хорошо помним свои первые «самостоятельные» деньги. Но не все взрослые учат детей обращаться с ними. И это большая ошибка. Если не заложить в ребенка основы финансовой грамотности, он может вырасти расточительным, склонным влезать в долги и разбрасываться родительскими сбережениями.
В этой статье разберем, как правильно давать деньги детям, как развивать здоровые финансовые привычки и почему о понятиях «налог» и «кредит» стоит рассказывать даже младшим школьникам.
В детском саду и школе про финансы рассказывают мало, и учителя не могут уделить достаточно внимания каждому ребенку. Поэтому формирование финансовой грамотности у ребенка — это задача родителя.
Конечно, не нужно объяснять трехлетнему малышу, что такое котировки акций на бирже и для чего нужны инвестиции. А вот донести до него главную функцию денег необходимо.
Зная, что у всего есть своя цена, ребенок научится сдерживать свои желания. Поймет, что нельзя купить сразу все — нужно выбрать что-то одно. Он научится копить на желанные покупки, узнает ценность вещей и будет осторожнее обращаться с телефоном или дорогими игрушками. Такие дети вырастают финансово стабильными, умеют экономить и взвешенно принимать решения.
Познакомить ребенка с управлением деньгами можно разными способами. Есть книги по финансовой грамотности для детей, игры и даже мультфильмы. Ниже расскажем о том, как использовать разные методы и в чем их особенности.
Знакомство детей с финансовой грамотностью должно происходить как можно раньше. Уже в трехлетнем возрасте ребенку можно начинать рассказывать о финансах. Начните с самых простых и понятных образов. Малыш может думать, что деньги существуют в неограниченном количестве на банковской карте или что их печатает банкомат. Объясните, что это не так. Поговорите о профессии и о том, что любой труд оплачивается. Расскажите, для чего родители уходят на работу.
Ребенку в возрасте 4–6 лет можно давать небольшие финансовые задания:
Оплатить покупку на кассе. Пусть малыш под вашим присмотром попробует оплатить недорогие покупки. Лучше начать с наличных, но можно попробовать и оплату картой без пин-кода.
Отличить реальные деньги от игрушечных. Как объяснить ребенку про то, какие деньги принимают в магазине, а какие нет? Возьмите несколько реальных и игрушечных купюр, например, рекламные листовки в виде денег, банкноты из «Банка приколов» или купюры из «Монополии». Попросите ребенка определить, какие деньги настоящие. В процессе игры объясните, как отличить реальные купюры, что такое водяной знак и почему в магазине нельзя расплатиться игрушечными деньгами.
Придумать свой магазин. Помните, как вы или ваши друзья в детстве играли в магазин, где вместо денег были листья, бумажки или другая «валюта»? Такие игры актуальны и сегодня. Предложите ребенку сделать игрушечные деньги и придумать свой магазин, где он будет продавцом, а вы — покупателем. Затем можно поменяться ролями.
У игры в магазин могут быть и другие форматы. Можно продавать коммунальные услуги — воду, свет, отопление — для игрушечного дома вашего ребенка. В процессе такой игры малыш узнает, что такое коммунальные платежи. Если ребенок утомится, устройте небольшой полезный перекус — творожок «Растишка» поможет восстановить силы.
Управлять карманными деньгами. Небольшие суммы можно давать уже дошкольникам. Начните с малого — выделяйте по 100 рублей в неделю. Предложите ребенку накопить на желанную игрушку, например, на радиоуправляемую машинку. Если малыш захочет в магазине сладости, попросите его выбрать — потратить карманные деньги на спонтанную покупку или отложить в копилку. Это научит ребенка отказываться от сиюминутных трат.
Играть в финансовые игры на телефоне. Ребенок постоянно просит смартфон? Сделайте это занятие развивающим. Есть много игр для обучения детей финансовой грамотности — «Финзнайка», «Монеткины», «СберKids».
Еще один способ, как научить ребенка финансовой грамотности — рассказать, сколько нужно работать родителям, чтобы купить ту или иную вещь. Например, ваш малыш просит купить ему дорогостоящий конструктор. Стоимость набора 5000 рублей, а вы зарабатываете 2500 за одну смену. Объясните ребенку, что для покупки игрушки вам придется работать два дня. Зачастую детям проще понять ценность времени, чем денег.
В первые годы жизни закладываются основы будущей финансовой грамотности. У подобных игр и заданий несколько целей:
Дать ребенку понимание, откуда берутся деньги, для чего они используются, что такое работа, доход, расход.
Развить навык распределения средств, научить откладывать на крупные покупки.
Сформировать ответственное отношение к финансам.
Будьте примером для своих детей. Развивайте собственную финансовую грамотность. Если ребенок будет видеть, что вы бережно относитесь к деньгам и взвешенно совершаете покупки, это окажет не меньшее влияние, чем финансовые игры и упражнения.
Уроки финансовой грамотности для детей 5-6 лет должны быть максимально увлекательными. Можно показывать ребенку мультфильмы, которые знакомят с основными понятиями экономики:
«Азбука финансовой грамотности» от «Смешариков». Герои мультсериала простым языком рассказывают маленьким зрителям о сложных понятиях — например, о страховании, накоплениях и предпринимательстве. Посмотреть этот мультфильм про деньги интересно не только детям, но и взрослым.
«Утиные истории». Мультфильм знакомит детей с накоплениями, богатством и рассказывает о важности финансового благополучия.
«Азбука денег тетушки Совы». Что такое деньги? Для чего нужны кредиты и депозиты? Как работают банки? Мультфильм поможет найти ребенку ответы на эти и другие вопросы. А еще — вы узнаете интересные факты про деньги для детей.
Если вы живете в большом городе и хотите максимально развить финансовую грамотность у ребенка, запишите его в соответствующий кружок. Не забывайте и про книжки: есть много современных изданий с красочными иллюстрациями, где на страницах авторы объясняют малышам основы экономики. Например, «Волшебный банкомат» или «Удивительные приключения в стране Экономика».
Но к изучению сложных понятий дети в этом возрасте еще не готовы. Чтобы они лучше усваивали информацию о финансах, выбирайте с ними занятия в формате игр. К более сложным заданиям стоит переходить позже — когда ребенок пойдет в школу.
С первых классов школы дети начинают регулярно взаимодействовать с деньгами. Покупки еды в столовой, сборы на нужды класса или на экскурсии — задач становится все больше. И главное, для чего нужна финансовая грамотность школьникам — помочь разобраться, как распоряжаться деньгами.
В возрасте 8–9 лет ребенка можно начать знакомить с бюджетом семьи. Если вы собираетесь совершить большую покупку, например, телевизор или компьютер, привлеките к процессу выбора ребенка. Покажите ему модели, которые вы рассматриваете, расскажите про стоимость. Также в этом возрасте вы можете посвящать детей в некоторые из ваших расходов: уплату налогов, коммунальных услуг. Объясняйте, для чего нужны такие траты и почему важно вносить оплату своевременно.
В начальных классах у ребенка может возникнуть желание заработать немного денег. В этот момент родители могут захотеть «приучить» школьника к прилежанию, поощряя успехи в учебе карманными деньгами. Но психологи не рекомендуют платить детям за наведение порядка или хорошие оценки в школе. Ребенок должен стремиться к порядку и хорошей успеваемости независимо от того, ждет ли за это материальное вознаграждение.
Вот несколько других идей, которые можно взять на вооружение:
Помощь родителям. Отличный вариант для семей предпринимателей. Если вы, к примеру, продаете на маркетплейсах мыло или свечи ручной работы, предложите ребенку помочь вам с наклеиванием этикеток. А если готовите торты на заказ — привлеките ребенка поучаствовать в процессе. Поручайте простые задания и не забывайте поощрять детский энтузиазм.
Изготовление украшений и поделок. Вы можете «купить» у ребенка удачные украшения или поделки. Также дети могут продавать свое творчество друзьям, одноклассникам, родственникам. Со временем детское увлечение хендмейдом может перерасти в серьезное хобби и источник дохода на долгие годы.
Продажа лимонада или печенья. Если ваш ребенок любит заниматься приготовлением еды и напитков, он может продавать лимонад, печенье, конфеты или что-то еще, что сделает самостоятельно. Покупателями могут быть его родственники, соседи или друзья.
Ребенок в возрасте 7–10 лет способен понимать уже более сложные термины. Например, ему можно объяснить значение слов «кредит», «налог», «ипотека».
Если вы платите ипотеку за квартиру, расскажите ребенку об этом. Объясните, что на момент покупки дома у вас не было всей суммы. Попробуйте простыми словами описать, как вы обратились в банк, как вам нужно платить каждый месяц небольшую часть от стоимости квартиры.
Объяснять экономические понятия можно в формате сказок. Замените деньги на предметы из окружающего мира: фрукты, ракушки, камешки и т.д., а людей — на животных или сказочных персонажей. Рассказы на тему финансовой грамотности можно сочинить самостоятельно или взять из книг.
Когда ребенок научится складывать и вычитать простые цифры, подарите ему тетрадь для ведения расходов и доходов. Как правило, у младших школьников это небольшие суммы, и их легко контролировать. Ведение подобного «бухгалтерского учета» станет полезной привычкой, которая поможет ребенку следить за своими тратами и накоплениями.
Есть много настольных игр, которые помогают младшим школьникам развивать финансовую грамотность:
«Монополия». Одна из самых популярных игр, которая поможет школьнику научиться рационально управлять деньгами. Цель «Монополии» — накопить состояние, покупая и продавая объекты собственности. Игра станет хорошим помощником в обучении финансовой грамотности для детей 8-9 лет.
«Не в деньгах счастье». Игра для детей старше 9 лет. Помогает разобраться с тем, какую роль играет образование и как от него будет зависеть финансовое благополучие. Учит распределять финансы, объясняет, для чего нужны налоги и кредиты. В процессе игры ребенку предстоит решать различные финансовые ситуации и находить выход из затруднительных положений.
«Рынок». Игра, которая поможет развить предпринимательское мышление. Задача игроков — построить свое предприятие. Учит не только финансовой грамотности, но и объясняет термины простыми словами для детей. Игрокам нужно брать кредиты, оплачивать налоги, закупать сырье, нанимать персонал. Подходит для школьников от 7 лет.
«Час расплаты». В этой игре участникам нужно собрать как можно больший капитал. Деньги предстоит не только зарабатывать, но и тратить так, чтобы оставаться в плюсе. Предназначена для детей от 8 лет.
Закреплять знания, полученные в играх, ребенок должен на практике. Уже с первого класса следует регулярно выделять школьнику карманные деньги. В этом лучше придерживаться следующих правил:
Важно, чтобы выдача карманных денег происходила системно. Первое время можно давать школьнику их каждый день. Но со временем лучше перейти на схемы, которые будут развивать навык планирования. Вы можете договориться с ребенком, что будете давать ему определенную сумму раз в неделю. Позднее можно перейти на 1–2 раза в месяц.
Выдавать деньги стоит в один и тот же день. Если вы договорились на понедельник, не стоит отступать от правила и давать финансы в среду — даже если ребенок очень хочет что-то купить.
В обращении с карманными деньгами предоставьте свободу. В этом возрасте важно научиться принимать финансовые решения. Ребенок совершит спонтанную покупку и вместо телефона, на который он копил, наберет целый рюкзак конфет? Для него это станет ценным уроком, который поможет избежать подобных поступков в будущем.
Карманными деньгами может стать мелочь, которая останется после похода в магазин. Составьте список продуктов и попросите ребенка сделать покупки. Не ходите в магазин с ним — подождите около двери. Подобные самостоятельные походы в магазин учат детей ориентироваться в супермаркетах, смотреть на ценники, расплачиваться с кассиром. Сдача, которая останется после покупок, станет вознаграждением за самостоятельность.
Помните, что ребенок в этом возрасте может делать ошибки. Если он совершает необдуманные траты, попробуйте поговорить с ним про то, что так делать не нужно. Напомните ему про цели, на которые он планировал накопить, подбодрите и поддержите.
Обучать детей финансовой грамотности важно с самых малых лет. Во время обучения учитывайте, что:
Про деньги детям нужно начинать рассказывать уже в 3–4 года. Но не торопите события: дошкольнику достаточно изучить базовые понятия. Полноценно учить ребенка финансовой грамотности лучше тогда, когда он пойдет в школу.
Используйте игровые форматы. Это могут быть игры в магазин, «Монополия», компьютерные игры, вопросы викторины по финансовой грамотности для детей или что-то другое — формат будет зависеть от возраста и предпочтений ребенка.
Обязательно расскажите малышу про свою работу. Объясните, в чем ее ценность, какие задачи вы выполняете. Если у вас сложная профессия, можно описать ее лишь в самых важных чертах. Главное — донести до ребенка, что родители получают деньги в обмен на труд.
Пусть ребенок самостоятельно управляет своими карманными деньгами. Не мешайте ему совершать ошибки и учиться на них. Лучше делать необдуманные покупки в детстве, чем набрать кредитов и не суметь расплатиться за них во взрослом возрасте.
Поощряйте стремление ребенка зарабатывать. Давайте ему простую работу, помогайте продавать самодельные украшения.
Рассказывая детям про финансовую грамотность, не забывайте подчеркивать, что деньги — это лишь средство для достижения целей.
Учите ребенка, что добрые поступки и ответственность важнее богатства, а близких нельзя купить. И есть множество важных вещей в жизни: здоровье, любовь, семья, друзья. А чтобы поддержать гармоничный и здоровый рост ребенка, можете предложить ему натуральный питьевой йогурт «Растишка» с кальцием и витамином Д. И помните, что лучший пример для ваших детей — вы сами.