Умение красиво писать прописными буквами — одно из главных требований к будущим первоклашкам. Чтобы ребенок уверенно чувствовал себя на уроках, а его домашние работы неизменно вызывали довольную улыбку преподавателя, начните «ставить» руку малыша и учить его писать.
Дошкольные педагоги подчеркивают: интерес к чтению у малыша появляется вслед за интересом к письму. В возрасте 3,5 — 4 лет ребенок начинает «подписывать» свои рисунки — и за этими каракулями скрывается появление у малыша желание быть понятым другим людям. Именно в этот момент, когда ему хочет освоить буквы родного языка, стоит начинать и занятия чтением, и упражнения для обучения письму.
Прежде, чем переходить к занятиям прописью, важно уделить время нескольким полезным упражнениям, которые помогут «поставить» руку для письма и развить мелкую моторику, а вместе с тем — и потренировать память и внимание.
Мелкая моторика. Для того чтобы ребенок в дальнейшем крепко и уверенно держал ручку, уделяйте 10−15 минут в день упражнениям на мелкую моторику: пальчиковые игры, мозаика, паззлы, аппликация или рисование.
Посадка и осанка. Во время занятий, развивающих мелкую моторику, внимательно следите за тем, как сидит малыш: обратите внимание ребенка на то, какой должна быть осанка, расскажите, почему важно за этим следить. В свою очередь, позаботьтесь о том, чтобы высота и размер стола и стула, за которыми будет заниматься малыш, соответствовали его росту.
Размер письменных принадлежностей. Очень важный аспект, о котором нетрудно забыть в пылу педагогических страстей, — это размер письменных принадлежностей для ребенка. «Взрослые» ручки тут не годятся — выбирайте специальные ручки и карандаши для дошкольников длиной не больше 15 сантиметров. Размер ручки напрямую влияет на почерк малыша: успехов в каллиграфии можно достичь только в случае, если держать ручку будет удобно и легко.
* Освоение письма не ограничивается методичным и многоразовым перерисовыванием букв! Непосредственно перед переходом к письму или параллельно с упражнениями стоит предложить ребенку заняться штриховкой геометрических фигур — это упражнение развивает аккуратность и умение управлять инструментами письма — ручкой, карандашами, фломастерами.
* Затем можно ввести упражнения на рисование наклонных линий или крючочков, которые помогут сформировать красивый почерк.
* Устраивайте физкультминутки. В дошкольном возрасте непросто концентрироваться дольше 15 минут подряд! Поэтому регулярно устраивайте с ребенком небольшие спортивные паузы — разминайте пальчики, прыгайте или просто танцуйте, пойте вместе веселую песенку, попробуйте вместе с ребенком творожок с клубникой и абрикосом. Тогда следующие 15 минут будут гораздо продуктивнее.
* Делайте массаж пальчиков. Для малышей держать ручку — непривычная нагрузка. Чтобы детская рука меньше уставала, после занятий рекомендуется делать легкий массаж пальчиков, чтобы расслабить уставшие мышцы.
* Обязательно отмечайте успехи и хвалите малыша. Ровный ряд идеально параллельных черточек, красивые крючочки или, может быть, уже первое предложение «Мою мамочку зовут Наташа», написанное прописью, — это великолепный повод похвалить малыша. Такой приятный стимул поможет ребенку не останавливаться на достигнутом и стараться писать как можно лучше.
И с каждым успешно и аккуратно написанным словом рассказывайте малышу, как новые знания и умения пригодятся ему в школе — ведь ему будет легче и интереснее учиться. Педагоги уверяют, что именно первые успехи, похвала и настрой родителей способны пробудить в ребенке интерес к школьным занятиям.