Растишка

Как научить ребенка завязывать шнурки?

Полезные статьи

У взрослых такое обыденное действие, как завязывание шнурков, не вызывает никаких трудностей — оно выполняется почти на автомате. Детям же освоить этот навык довольно сложно, и помощь родителей им просто необходима. Причем часто мамы и папы и сами не знают, как научить ребенка правильно завязывать шнурки. В блоге «Растишка» мы понимаем, как важна поддержка на каждом этапе развития ребенка, и хотим помочь вам сделать этот процесс увлекательным и успешным.

Когда начинать учить ребенка завязывать шнурки?

Оптимальный возраст для начала обучения завязыванию шнурков обычно приходится на период от 4 до 6 лет. В это время у ребенка уже достаточно развита мелкая моторика рук, координация движений и способность к логическому мышлению, чтобы освоить эту непростую последовательность действий. Однако каждый ребенок индивидуален, и важно ориентироваться на его готовность.

Обратите внимание на следующие признаки:

  • Развитие мелкой моторики: может ли ребенок уверенно держать карандаш, застегивать пуговицы, собирать мелкие детали конструктора?
  • Координация движений: способен ли он выполнять двумя руками разные действия одновременно?
  • Усидчивость и концентрация: может ли он сосредоточиться на задаче хотя бы на 5-10 минут?
  • Интерес: проявляет ли ребенок желание научиться, или его больше привлекает обувь на липучках?

Не стоит торопить малыша. Если он пока не готов, лучше подождать, чтобы не отбить желание и не создать негативных ассоциаций.

Почему завязывание шнурков так важно для развития?

Казалось бы, мелочь, но умение завязывать шнурки имеет большое значение для общего развития ребенка. Это один из базовых навыков, который способствует формированию самостоятельности ребенка. Он учится обслуживать себя, что повышает его уверенность в своих силах и чувство независимости.

Кроме того, завязывание шнурков:

  • Развивает мелкую моторику. Это одно из лучших упражнений для тренировки ловкости пальцев и координации движений, что напрямую влияет на развитие речи и подготовку руки к письму.
  • Формирует самостоятельность. Ребенок учится обслуживать себя, что повышает его уверенность в своих силах и чувство независимости.
  • Развивает логическое мышление и память. Завязывание шнурков — это последовательность действий, которую нужно запомнить и воспроизвести.
  • Тренирует усидчивость и концентрацию внимания. Процесс требует сосредоточенности и терпения.
  • Улучшает координацию рук и глаз. Ребенку необходимо синхронизировать зрительное восприятие с движениями рук.

Подготовка к обучению: что понадобится и как создать настрой?

Правильная подготовка сделает процесс обучения более легким и приятным. Обучение, как правило, заключается в демонстрации родителями наглядного примера. Устная инструкция будет менее эффективной, так как визуально дошкольники гораздо лучше воспринимают информацию. Не стоит подходить к обучению слишком серьезно — устраивать своего рода уроки, которые могут быстро наскучить ребенку. В то же время нежелательно тренироваться в завязывании шнурков перед выходом на улицу, когда все торопятся. Лучше вечерами уделять занятию минут 10, уютно расположившись с малышом на диване или теплом полу.

Для первых тренировок следует воспользоваться ботинками с толстыми, но не очень длинными шнурками. Садиться нужно позади ребенка, чтобы обеспечить ему наилучший обзор действий.

Инструменты для обучения:

  • Обувь со шнурками: лучше всего начать с ботинок или кроссовок, которые хорошо сидят на ноге и имеют достаточно длинные шнурки.
  • Макет для шнурования: в магазинах можно найти специальные игрушки-шнуровки, выполненные как декоративные ботинки. Сделать такую игрушку можно даже самостоятельно, вырезав из плотного картона ботинок и сделав несколько парных отверстий для шнуровок. Использование макета позволяет ребенку тренироваться без давления и дискомфорта от реальной обуви.
  • Цветные шнурки: используйте шнурки двух разных цветов. Это поможет ребенку лучше понимать, какой конец куда идет, и упростит объяснения.

Настрой:

  • Позитивная атмосфера: превратите обучение в игру, а не в скучное занятие.
  • Терпение: будьте готовы к тому, что процесс займет время. Не ругайте и не торопите ребенка.
  • Короткие занятия: лучше заниматься по 5-10 минут несколько раз в день, чем один раз долго и утомительно.

Пошаговые методы и упражнения для обучения завязыванию шнурков

Существуют два общепринятых варианта завязывания шнурков — «бабушкин узел» и «бантик». Первый гораздо проще с точки зрения техники, но менее надежный — быстро развязывается. Обычно именно его сначала осваивают дети и уже со временем переходят на «бантик», хотя даже многие взрослые по привычке завязывают шнурки «бабушкиным узлом».

Метод «Два ушка зайца» (самый популярный)

Этот способ, который часто называют «бабушкиным узлом», является хорошей отправной точкой. Он достаточно прост и нагляден.

  1. Сделайте петельку из одного конца шнурка.
  2. Сделайте такую же петельку из второго конца шнурка. Чтобы ребенку было проще понять технику, петельки можно назвать «заячьими ушками».
  3. Перехлестните петельки.
  4. Проденьте в середину одну петельку и потяните ее, чтобы завязался узел. Серединку, в которую петелька продевается, можно назвать «заячьей норкой».

Метод «Петля через норку»

Завязывать шнурки «бантиком», кажется, сложнее, однако освоить такую технику дошкольнику тоже не составит труда. Получившийся «бантик» гораздо прочнее «бабушкиного узла» и будет долго держаться, не развязываясь.

  1. Сделайте из одного конца шнурка петельку.
  2. Свободным концом шнурка обхватите основание петельки — получится еще одна петелька.
  3. Вторую петельку проденьте в середину и потяните ее — бантик готов.

Использование цветных шнурков

Как уже упоминалось, шнурки разных цветов значительно упрощают процесс. Вы можете использовать один ботинок с двумя цветными шнурками, чтобы ребенок четко видел, с каким концом он работает.

Игры-разминки для пальчиков

Для маленьких детских пальчиков завязывание шнурков — занятие сложное, требующее терпения и усидчивости. Перед началом занятий можно сделать небольшую разминку для рук и пальцев. Это могут быть игры с пластилином, конструктором, перебирание круп, игры с прищепками. Такие упражнения разогреют мышцы и подготовят руки к более сложным движениям.

Макеты для шнурования

Начните обучение на макете. Это может быть картонный ботинок или просто кусок картона с отверстиями. На макете нет давления, ребенок может спокойно тренироваться, не отвлекаясь на неудобство обуви.

Автоматизация навыка

Когда ребенок освоит один из методов, важно многократно повторять его. Постепенно движения станут автоматическими, и малыш сможет завязывать шнурки быстро и без труда. Предложите ему завязывать шнурки на своей обуви, на обуви игрушек.

Что делать, если ребенок не хочет или не может научиться?

Не расстраивайтесь, если процесс идет медленно. Это нормально. Главный совет для родителей — сохранять спокойствие и терпение, пока малыш осваивает новый навык.

  • Сделайте перерыв: если ребенок устал или раздражен, отложите занятие. Вернитесь к нему позже, когда у него будет хорошее настроение.
  • Используйте мотивацию: подбадривайте и хвалите малыша. Ребенку в дошкольном возрасте необходима моральная поддержка родителей. Даже если у него не получается справиться с заданием, не критикуйте, а подбодрите. Добрые слова мотивируют детей и вселяют уверенность в своих силах.
  • Покажите на своем примере: не торопясь, покажите малышу, как следует завязывать шнурки, — повторите действие не менее 5-7 раз. Затем передайте ботинок ребенку, чтобы он сам мог попрактиковаться. Помогайте советами и инструкциями, но не вмешивайтесь. Все действия ребенок должен научиться делать сам, хотя и под четким руководством родителей.
  • Не сравнивайте: избегайте сравнений с другими детьми. Каждый ребенок уникален.
  • Рассмотрите альтернативы: если, несмотря на все усилия, ребенок испытывает серьезные трудности, возможно, стоит на время перейти на обувь с липучками или резинками. Главное — не создавать негативных ассоциаций с обучением.
  • Учим ребенка завязывать шнурки с помощью стишков: Хорошим помощником в освоении навыка станут детские стишки-инструкции. Они превращают обучение в игровой процесс, который вызовет у малыша интерес. Например:

    «Не ботинки я шнурую,
    А шнурки я дрессирую,
    Чтоб из рук не вырывались,
    Надо мной не издевались,
    А завязывались ловко,
    Как велит им дрессировка,
    И держали бы башмак
    Крепко-накрепко.
    Вот так!»
     
  • Смотрим обучающие видеоклипы: в современных детских мультфильмах чаще всего присутствуют обучающие элементы. Найдите в интернете клипы с мультипликационными героями, которые учат детей завязывать шнурки, а затем практикуйтесь вместе с ними с настоящими шнурками.

Заключение

Научить ребенка завязывать шнурки — это не только практический навык, но и важный шаг к его самостоятельности и развитию мелкой моторики. С терпением, игровыми методами и вашей поддержкой ваш малыш обязательно освоит это умение и будет гордиться своими первыми «бантиками». И не забывайте, что ребёнку помимо занятий, нужен и полезный перекус — в этом помогут питьевые йогурты «Растишка» с кальцием и витамином Д. Эти ингредиенты способствуют формированию крепких костей и необходимы для здорового роста детей.