Зарядка необходима детям с самого раннего возраста. Физические упражнения помогают развитию выносливости, силы, ловкости, быстроты и повышают самооценку. Как сделать зарядку ежедневным ритуалом и какие упражнения лучше выбрать?
Не секрет, что дети просто обожают резвиться, бегать, прыгать, играть в догонялки. Но подвижные игры, как бы полезны они ни были, не могут заменить утренней зарядки. Во-первых, зарядка выполняется регулярно, а не время от времени. Во-вторых, она тренирует все группы мышц. И, в-третьих, когда упражнения начинают хорошо получаться, это дает ребенку уверенность в своих силах и желание добиваться новых успехов.
Начинать устраивать с ребенком физкультминутки никогда не рано, главное — правильно рассчитать нагрузку и не переусердствовать с длительностью занятий. Зарядку можно делать как по утрам, так и в середине дня. Например, после рисования или чтения книжки и долгого сидения за столом, полезно немного взбодриться и посвятить некоторое время физическим упражнениям.
В 3−5 лет достаточно тратить на зарядку всего 5−7 минут, доводя это время до 10−15 минут к шестилетнему возрасту.
Классические упражнения для взрослых ребенка вряд ли заинтересуют, поэтому лучше всего придумать для зарядки общий сказочный сюжет или отдельную историю для каждого упражнения. Например, наклоны — «мишка собирает шишки», приседания — «зайка прячется под кустом», удержание равновесия, стоя на одной ножке, с разведенными в стороны руками — «летит самолет». Помните, что маленькие дети не могут долго находиться в одном и том же положении, поэтому лучше чередовать упражнения (стоя, лежа, сидя, на четвереньках и в приседе).
Для старших дошкольников большое значение имеет результат любого действия, это касается и физических упражнений. Им интересно научиться прыгать на скакалке без остановки 10 раз, попасть мячом в баскетбольное кольцо или суметь добраться до самого верха лесенки. Поэтому мамам и папам нужно поощрять даже самые маленькие достижения и хвалить ребенка. Оценка результата — прекрасный стимул и дальше пробовать свои силы и добиваться отличных результатов.
Количество упражнений увеличивайте постепенно. Начните всего с 3−4, повторяя каждое от 5 до 8 раз. Старайтесь разнообразить занятия, вводя несколько новых упражнения каждые 14 дней и отказываясь от тех, которые ребенку уже надоели.
Показывайте упражнения сами и следите за тем, верно ли ребенок их выполняет, правильно ли дышит (объясните, что во время выполнения упражнений нельзя задерживать дыхание).
Начинайте с несложных, разминочных упражнений — ходьбы и бега, потягивания с глубокими вдохами и выдохами. Основная часть должна включать в себя равномерную нагрузку для шеи, рук, плечевого пояса, туловища и ног (наклоны, приседания, махи ногами и руками, прыжки). Заключительная часть направлена на расслабление (дыхательные упражнения, растяжка).
Попробуйте выполнить комплекс «Эти веселые животные»:
Кенгуру. Попросите ребенка попрыгать, как кенгуру, сначала вперед-назад, потом в стороны, вверх-вниз. Такие прыжки отлично развивают мышцы ног и способствуют развитию выносливости и равновесия.
Кошечка. Кошки очень любят потянуться и выгнуть спинку. Пусть ребенок встанет на четвереньки и то выгибает спину колесом, то красиво прогибает, точно так же, как делает кошечка. Прекрасное упражнение для мышц спины.
Жираф. Жирафу придется потрудиться, чтобы достать вкусные листочки с самого высокого дерева. Пусть ребенок встанет на носочки и тянет руки вверх. Упражнение развивает координацию и равновесие.
Змея. У змейки нет ни ног, ни рук, но как быстро она двигается! Попросите ребенка лечь на пол и проползти какое-то расстояние, извиваясь всем телом, но не помогая себе руками. Упражнение способствует развитию гибкости.
Ласточка. Эта птичка очень быстро летает и любит выписывать в воздухе самые невероятные пируэты. Поучимся у ласточки ловкости! Попросите ребенка встать на одну ножку, затем нагнуть корпус, расставив руки в стороны, и удерживать такое положение 10−15 секунд, затем поменять ножку. Упражнение развивает координацию движений и равновесие.
Мишка косолапый. Пусть ребенок походит сначала на внешней стороне стопы, затем на внутренней, раскачиваясь из стороны в сторону, как косолапый мишка. Упражнение укрепляет мышцы ног и способствует профилактике плоскостопия.
Бабочка. Чтобы стать легкой бабочкой, нужно поднять ручки и махать ими вверх-вниз, бегая при этом по кругу (будто летая). Упражнение хорошо развивает мышцы ног и рук.
Чтобы делать зарядку было легко и весело, можно сопровождать каждое движение стихами: Медвежата в чаще жили
Головой своей крутили
Вот так, вот так (делаем движения шеей вправо-влево, затем вверх-вниз)
Головой своей крутили
Медвежата мед искали
Дружно дерево качали
Вот так, вот так, (поднять руки вверх и делать наклоны вправо и влево)
Дружно дерево качали
А потом они ходили (ходим по-медвежьи, с опорой на внешнюю поверхность стопы)
И из речки воду пили
Вот так, вот так,
И из речки воду пили (наклоны туловища вперед)
А потом они плясали (чередуем приседания и повороты туловища влево и вправо)
Лапы выше поднимали (прыжки, хлопая руками вверху)
Вот так, вот так,
Лапы выше поднимали.
Занимайтесь с ребенком регулярно, демонстрируйте собственную любовь к физкультуре, участвуйте в соревнованиях «Мама, папа, я…», бегайте на лыжах, играйте в мяч, и вы сами увидите, как быстро физические упражнения и зарядка станут для малыша любимыми занятиями.