Понимание времени – минут и часов, дня и ночи, недели и месяца, сезона и года – является важной частью развития ребенка. Умение ориентироваться во времени помогает детям структурировать свой день, понимать последовательность событий и развивать навыки планирования. Однако объяснение понятия времени малышам может быть вызовом для родителей. В этой статье мы предлагаем советы, которые помогут вам познакомить вашего ребенка с понятием времени.
Первый шаг – простое объяснение времени. Для маленьких детей наиболее понятными примерами являются день и ночь. Вы можете начать разговор с привычной рутины ребенка. Например, во время завтрака вы можете сказать: «Сейчас утро, и солнце уже встало. Это означает, что новый день начинается». Затем объясните, что после утра наступает день, а потом вечер, когда солнце устает и начинает готовиться ко сну, и ночь, когда солнце спит. Используйте простые слова и понятные образы, повторяйте эти термины, чтобы помочь ребенку запомнить их.
Связывайте понятия утра, дня, вечера и ночи с повседневными событиями в жизни ребенка. Например: «После того, как ты проснешься утром и поешь завтрак, начинается день. День длится, пока мы занимаемся разными делами, и когда солнце собирается ложиться спать, наступает вечер. Потом, когда все спят и солнце еще спит, наступает ночь. Это значит, что пора и тебе ложиться в кровать и готовиться к новому утру». Это поможет понять, что в сутках есть четыре основных временных промежутка.
Разговор о неделе и месяце поможет ребенку разобраться, как время проходит и как дни складываются в большие периоды. Укажите на повторяющиеся события в течение недели, такие как выходные, походы в библиотеку, занятия в кружке танцев или прогулки в парк. Скажите: «Мы ходим в библиотеку каждую субботу, это наша еженедельная традиция».
Для объяснения смены месяцев вы можете использовать праздники, которые связаны с определенными месяцами. Например, скажите: «В январе наступает Новый год, когда мы наряжаем елку и дарим друг другу подарки. А в апреле твой день рождения». Укажите на календаре даты этих праздников и подчеркните, что они повторяются каждый год в одно и то же время.
Чтобы объяснить времена года и сам год, свяжите его с сезонами. Обратитесь к ребенку и скажите: «Когда снег лежит на земле и все вокруг белое, наступает зима. Потом приходит весна, когда все расцветает и птицы начинают возвращаться. После весны идет лето, когда солнце сильно светит и мы ходим на пляж. И, наконец, после лета наступает осень, когда листья падают с деревьев и все окрашивается в разные краски. А потом снова начинается зима».
Когда ребенок разобрался в базовых понятиях, можно попробовать объяснить, что такое часы и как определять по ним время. Но не требуйте от ребенка безошибочно пользоваться часами сразу же: это комплексный процесс, который требует знания цифр и чисел, умения складывать и вычитать. Некоторые источники утверждают, что обладать нужными навыками может ребенок 5-7 лет, но каждый малыш индивидуален, поэтому лучше всего принимать решение исходя из его особенностей, а также проконсультировавшись со специалистами, например, педагогами.
Некоторым детям может потребоваться больше времени для усвоения понятия времени. Будьте терпеливыми и продолжайте вести диалог с ребенком, отвечая на его вопросы и поддерживая его интерес к теме.
Лучше всего учить ребенка времени на наглядном пособии. Возьмите большие настенные часы или купите специальную игрушку с большим ярким циферблатом, где есть часовая, минутная и секундные стрелки. Вы можете даже сделать пособие самостоятельно, например, с помощью картона. Начните с более простого: часов и минут. Объясните: «Большая стрелка указывает на часы, а маленькая стрелка – на минуты. Например, когда большая стрелка указывает на 12, а маленькая стрелка указывает на 6, это значит, что сейчас ровно шесть часов вечера, и солнце скоро сядет». Позвольте ребенку пользоваться циферблатом, попросите его указать точное время.
После того, как ребенок научится показывать ровное время, расскажите о том, как стрелки показывают, сколько минут прошло или осталось до следующего часа. Вы можете использовать знакомые образы или события, например: «Обычно наш путь в магазин занимает пятнадцать минут»; «обычно ты кушаешь творожок с клубникой и абрикосом через 10 минут после тихого часа». Если мы выйдем из дома ровно в два часа дня, то придем в магазин, когда на циферблате будет два часа и пятнадцать минут». Если ребенок начал понимать, как работают часы, попросите его показать неровное время самостоятельно.
Как работает секундная стрелка лучше всего рассказывать в последнюю очередь, когда вы познакомились с основными понятиями.
Не переживайте, если не получится сделать это сразу: рассказывайте о времени постепенно, чтобы сохранить детское любопытство и не развить усталость.