Понаблюдайте за маленьким ребенком: скорее всего, когда вы попросите взять в руку карандаш, то он схватит его в кулачок. Держать ручку и карандаш малыш учится задолго до школы. Оптимальный возраст, в котором следует начать обучение правильному обращению с письменными принадлежностями, — 3–4 года. Важно понимать, что если ваш ребенок держит ручку неправильно, то со временем его будет сложно переучить. В статье рассказываем о нескольких методах, которые помогут научить ребенка правильно держать ручку и карандаш в правой или левой руке.
Важность кроется далеко не в красоте почерка. Вот несколько причин:
Неправильная осанка. Когда малыш неправильно держит в руке карандаш, то с большей долей вероятности он сидит неправильно. Как следствие, начинают болеть мышцы спины, ухудшается осанка и может развиться сколиоз.
Ухудшение зрения. Неправильная поза при письме или рисовании влияет на зрение ребенка.
Быстрая утомляемость. Малыш быстро устает, когда рука неверно лежит на столе. Это приводит к спазмам мышц и боли в кистях.
Неудовлетворенность от учебы. Ребенок, который не умеет держать в руке ручку, уже с первого класса не успевает за своими одноклассниками, что может демотивировать.
Прежде чем давать ребенку в руки карандаши или ручки, убедитесь, что его пальцы готовы к новым занятиям. Для подготовки к письму сыграйте с дошкольниками в пальчиковые игры, такие как «Ладушки», «Сорока-белобока». Хорошими помощниками станут современные бизиборды с множеством кармашков, пуговиц или молний. Предложите малышу нанизать на нитку бусины, покатайте колбаски из пластилина.
Карандаш, зажатый в руке, — самый явный признак того, что ребенок держит его неправильно. Есть и другие, менее очевидные особенности, на которые важно обращать внимание:
Держит ручку далеко или близко к кончику стержня. Оптимально — 15 мм от пишущего кончика.
Напрягает кисть.
Сильно нажимает на инструмент письма.
Направляет свободный конец карандаша от себя.
Упирает стержень не на средний палец.
Чтоб правильно держать ручку, надо обратить внимание всего на три пальца. При правильном расположении конец ручки должен лежать на верхней фаланге среднего пальца. Большим пальцем следует поддерживать инструмент сбоку, а указательным — сверху. В качестве проверки попросите ребенку поднять указательный палец, если карандаш не пошевелился, — вы на верном пути.
Чтобы научить малыша 3–4 лет правильно держать карандаш, необходимо подойти к задаче в игровой форме. Расскажите ему, что карандаш мечтает дружить, поэтому его краешек должен быть направлен к плечу. Дальше назовите пальцы, которыми следует держать пишущий предмет.
Карандаш направляют на средний палец, а указательный и большой выполняют функцию поддержки с двух сторон. Остальные пальчики не участвуют в процессе, поэтому их можно загнуть к ладони. Рука не должна свисать со стола. Следите за тем, чтобы кисти ребенка оставались расслабленными.
При необходимости можно использовать стихотворение:
Когда вы взяли в руки карандаш,
То не играйте лучше с кошкой...
Держите спину прямо, тверже взгляд,
Свет должен слева падать из окошка.
Бульдожьей хваткой не сжимайте карандаш,
И не грызите кончик — ему больно,
Рисуя буквы, не входите в раж,
Дышите полной грудью и спокойно.
Легко касаясь белого листа,
Свой след оставите вы на бумаге.
А по финалу ждет вас вкуснота,
У мамы есть «Растишка» симпатяге.
Также можно показать ребенку, как держать карандаш на примере ложки. Возьмите йогурты «Растишка», угостите малыша и объясните, как правильно пользоваться столовым прибором. После этого предложите попробовать по аналогии взять в руки карандаш.
Дети легче запоминают любой урок, если он проходит в игровой форме. Опытные педагоги проработали несколько упражнений, позволяющих правильно держать ручку при письме первокласснику:
«Кроватка». Расскажите ребенку сказку, в которой ручка любит писать, лежа в «кроватке». И обязательно у нее должно быть «одеяло». Кроваткой выступает средний палец, а одеялом держащие письменный предмет указательный и большой.
«Салфетка». Расскажите, что мизинцу и указательному пальцу скучно, пока остальные заняты письмом. Дайте салфетку, которую можно прижать к ладони. Главное, не отпускать ее, пока идет занятие.
«Идем по следам». Следом будут две яркие точки — одну из них надо поставить на пальце, в том месте, где должен находиться карандаш, а вторую — на пишущий инструмент. Пусть ребенок смотрит, чтобы два следа соприкоснулись и не расставались до конца упражнения.
«Бедный карандаш». Карандашик обиделся, и его надо пожалеть. Для этого ставим инструмент грифелем вниз и начинаем гладить, зажимая тремя пальцами. Так ребенок сможет закрепить положение кисти.
«Дротики». Нарисуйте на листке мишень и предложите немного расслабиться и попробовать кинуть карандаш прямо в центр. Сделать этого не получится, если не целиться, а целиться помогут все те же три пальца — безымянный, большой и указательный.
«Мелки». Сломайте мелок, чтобы его длина не превышала 3 см. Взять такой кусочек ладонью у дошкольника не получится, поэтому ему придется держать его тремя пальцами.
К 3–4 годам уже становится понятно, какая рука у ребенка рабочая. Не бойтесь, если дошкольник вместо правой руки чаще использует левую. И ни в коем случае не переучивайте его.
«Леворукость» — это особенность работы головного мозга, при которой за речь и письмо отвечает не левое полушарие, а правое. Если переучить ребенка, то есть заставить особый мозг работать не так, как ему нужно, то в школьном возрасте может замедлиться процесс обучения.
Отдельных рекомендаций, как правильно держать ручку ребенку левше, — нет. Необходимо выполнять тот же комплекс упражнений, только в зеркальном отображении. Главное, не забывайте делать перерывы, лучше всего в этом помогут вкусные молочные коктейли от «Растишка». Существует всего несколько отличий:
положение пальцев должно быть немного выше, на уровне 3–4 см;
тетрадь лучше располагать ровно;
положение руки направить под строку, так чернила будут успевать сохнуть и дошкольник не будет стирать написанное собственной рукой;
источник света должен располагаться справа.
Выбирайте для левшей ручки с быстросохнущими чернилами, так малыш не испачкается в процессе обучения. Для детей, пишущих левой рукой, в продаже имеются специальные письменные принадлежности. С ними ребенку будет легче адаптироваться.
Научить ребенка правильно держать ручку при письме — ключевая задача воспитания. Начинайте заниматься дома, еще до школы. Это поможет избежать проблем в будущем и сделает учебу более комфортной. Не забывайте, что забота о здоровье и правильном развитии ребенка — это главная задача родителей.