Активный скачок в развитии речи ребенка происходит с 2 до 3 лет: в это время словарный запас увеличивается в 5−10 раз. Если в двухлетнем возрасте малыш использует лишь 50 самых простых слов, то к 3 годам его лексикон может достигать уже 300−700 слов. Какие слова составляют основу словаря трехлетки? В первую очередь, это названия хорошо знакомых предметов и явлений: игрушки, животные, части тела, посуда, мебель. В это время ребенок начинает активно общаться, и его речь обогащается общепринятыми словами, часто применяемыми в диалогах: привет, пока, спасибо, пожалуйста, до свидания. Он также может обозначить качества разных людей: добрый, хороший, злой, красивый. Называет свое имя, пол и возраст. Отличает единственное и множественное число существительных и глаголов («машина едет» и «машины едут»), понимает значение предлогов (то есть точно знает, что нужно сделать, если говорят: «положи мячик в коробку» или «поищи карандаш на столе»). Кроме того, трехлетние дети уже хорошо понимают короткие рассказы и сказки (как с опорой на иллюстрации, так и без них).
На 4 году жизни дети начинают лучше понимать взаимосвязь между предметами и явлениями и делать простые умозаключения. В этом возрасте они задают особенно много вопросов (Как? Почему? Зачем? Как это называется? Что это значит?). В 4 года активный словарь ребенка достигает уже 1500 — 2000 слов. Ребенок способен строить сложные предложения, использует предлоги и союзы (по, до, вместо, после, потому что, сколько, когда). В речь добавляются понятия времени и пространства. Ребенок понимает, что такое обобщающие слова: сливы, яблоки и груши — это фрукты, куртка и пальто — одежда. Незнакомые слова дети заменяют на «то» или «это», если не знают точного названия («Дай мне это!»).
В 5 лет ребенок должен овладеть всеми звуками родного языка, а его словарный запас уже может достигать 3000 слов. Он уверенно использует все части речи и способен описать практически все предметы окружающей его действительности.
Ближе к 6 годам детская речь активно обогащается образными понятиями и словосочетаниями (хоть глаз выколи, ни свет, ни заря, наесться до отвала). Ребенок начинает понимать грамматические правила, верно выстраивает слова в предложении, пытается сам догадаться, что значит незнакомое слово.
Самое главное правило, на первый взгляд, и самое простое — разговаривайте с ребенком как можно больше, буквально с первых дней жизни. Отправляясь гулять, рассказывайте о погоде, называйте марки автомобилей, названия растений. Если ребенок бывает на кухне, когда вы готовите обед, объясняйте, что делаете, произносите названия предметов посуды и различных ингредиентов блюда. Не бойтесь давать ребенку длинные и трудные слова. Дети удивительно хорошо запоминают и наименования необычных блюд, и названия динозавров.
Развивая словарный запас ребенка, делайте особый акцент на новых прилагательных. Очень часто выразить свои эмоции по отношению к предмету ребенок может лишь с помощью стандартного набора слов: «классный», «красивый», «интересный». Постарайтесь ввести в лексикон ребенка как можно больше описательных прилагательных — «удивительный», «неподражаемый», «трогательный», «поразительный». Употребление прилагательных характеризует яркость и образность человеческой речи.
Не обрушивайте на ребенка поток новых слов. Попробуйте включать в разговоры с ним по одному незнакомому новому слову. При этом просто назвать слово — недостаточно, лучше объяснить, что оно означает, используется ли сейчас или его можно встретить только в книгах. Это касается, например, слов из русских народных сказок: ребенок вряд ли знает, что значит слова «бричка», «опара», «армяк» или «кушак», а не поняв их значение, может не понять и смысл всей истории.
Чаще читайте ребенку книжки и старайтесь привить любовь к чтению, ведь во время этого занятия развивается не только речь, но и внимание, логическое мышление, фантазия, память. Обсуждайте с ребенком сюжет, спрашивайте, понял ли он, что вы только что прочитали, попросите пересказать историю.
Если малышу пока не удается выражать свои мысли четко и не сбиваясь, не бойтесь сами уточнять и задавать вопросы («Что ты имел в виду?», «Можешь объяснить то же самое другими словами?»).
И, наконец, самое главное: не забывайте о работе над собой. Ведь давно известно: чем шире словарный запас родителей, тем больше слов узнает ребенок.