В последнее время родителей дошкольников все больше интересует интеллектуальное и творческое развитие детей — с самого раннего возраста ребенка записывают в центры развития, водят на пение и рисование, покупают современные гаджеты и мотивируют интерес к знаниям. А вот детей, играющих в «Казаки-разбойники» или «Вышибалы», во дворах многоэтажек уже не встретишь. Тем временем, важную роль в интеллектуальном и эмоциональном развитии играет моторика,
О том, что существует мелкая моторика, знают, наверное, все родители дошкольников, именно поэтому они стараются уделять внимание занятиям с мозаикой, паззлами, играми в конструктор, лепкой. Ведь от уровня развития мелкой моторики зависит и владение речью, и общий интеллектуальный уровень ребенка. Но не меньшее значение для полноценного развития детей имеет и крупная моторика, которую также называют общей. Под ней понимаются все произвольные движения рук, ног, головы и туловища в пространстве и относительно друг друга, начиная от поворота головы для поиска взглядом любимой игрушки и заканчивая подвижными играми на спортивной площадке.
Специалистами доказана прямая зависимость между умственным развитием ребенка и его физическим здоровьем. По мере развития интеллекта дошкольник осваивает все более сложные физические действия, большинство из которых выполняется автоматически. Если двухлетнему малышу приходится контролировать движения во время бега, то уже в 5 лет это действие не вызывает никаких затруднений. Развитие крупной моторики у детей дошкольного возраста следует равномерно сочетать с умственной нагрузкой, чтобы достичь необходимого баланса.
Занятия ребенка упражнениями по развитию крупной моторики позволяют укрепить костно-мышечную систему, выправить осанку, развить чувство равновесия, выработать координацию движений. Выполняя сложные физические упражнения, малыш задействует оба полушария головного мозга, обдумывая каждое свое действие. Такая координация позволит в будущем быстрее осваивать сложные навыки.
Хорошим подспорьем для развития крупной моторики является и повседневная помощь по дому. Уборка, приготовление пищи, уход за домашними животными может стать и тренировкой для мышечной системы ребенка, и частью воспитательного процесса. Физическая активность позволит избежать возникновения таких неприятностей, как сколиоз и плоскостопие, и подготовит ребенка к нагрузкам в начальной школе.
Развить общую моторику помогут:
Все вышеперечисленные занятия эффективно работают на развитие общей моторики, а также гибкости, равновесия, быстроты, смекалки и находчивости. Здоровый, физически развитый ребенок, как правило, хорошо ест и спит, пребывает в бодром и вдохновленном состоянии, легко соглашается на участие в различных занятиях, предлагаемых родителями. Навыки, приобретенные ребенком в процессе обучения, надо периодически повторять и закреплять. Многие приемы и движения (например, бег на лыжах) дети самостоятельно освоить не могут, поэтому необходима помощь старших. Хорошо практиковать утреннюю гимнастику и активные прогулки выходного дня, формируя у ребенка привычную потребность в движении.
Упражнения на развитие крупной моторики можно выполнять и в середине дня, например, в качестве небольшого перерыва во время просмотра мультфильма по телевизору или чтения книжки — подтянуться, поприседать, попрыгать на одной ножке, покрутить обруч. Главное, чтобы занятия были регулярными и не выматывающими, т.к. их задача заключается в развитии моторики, а не достижении спортивных рекордов.