Растишка

Скорочтение для детей: основные приемы и упражнения

Полезные статьи

Молодое поколение все реже читает книги, что негативно сказывается на достижениях в учебе, умении быстро обрабатывать большие объемы информации на уроках и эффективности выполнения домашних заданий. Но эту проблему можно решить. Есть методика скорочтения, разработанная специально для детей.

Этот подход применяют во многих учебных заведениях дополнительного образования, а некоторые родители учат своих детей скорочтению дома. В этой статье разберем, как научить ребенка скорочтению, поделимся полезными упражнениями.

В каком возрасте нужно начинать учить ребенка читать

Тема раннего обучения вызывает множество дискуссий. Некоторые родители, которые стремятся к идеалам, записывают своих малышей на специализированные курсы с самого раннего возраста.

Многие психологи и логопеды скептически относятся к раннему обучению грамоте. С момента рождения детский мозг находится в процессе активного изучения окружающего мира, и развитие происходит постепенно. До пяти лет дети мыслят преимущественно образами, поэтому им сложно воспринимать абстрактную информацию в виде текста. Занятия по скорочтению для детей логично начинать после того, как малыш научится читать в обычном режиме.

Какие есть нормы скорости чтения

Разберем, сколько слов в минуту ребенок должен успеть прочитать в разном возрасте:

  • Для первоклассников норма — 25–40 слов в минуту. Это первый шаг на пути к освоению чтения, а затем и скорочтения.

  • В четвертом классе дети должны увеличить скорость чтения до 90–120 слов в минуту. Это покажет их адаптацию к более сложным текстам.

  • В средней и старшей школе проверка скорости чтения обычно не проводится, но подростки и взрослые читают в среднем около 180 слов в минуту. Это уровень, которого достаточно для повседневной жизни и работы.

Скорость чтения в 400 слов в минуту считается высоким показателем, указывающим на развитые навыки скорочтения. Достичь такого уровня могут только те, кто осознанно улучшает свою технику чтения. Обучение скорочтению может увеличить средние показатели в 2–3 раза и более.

Преимущества и недостатки скорочтения

Скорочтение для детей с научной точки зрения — это навык, который помогает быстро структурировать и усваивать текстовую информацию. Задача скорочтения у детей — оптимизировать процесс чтения. Ребенок должен научиться воспринимать большие объемы информации, «достраивая» недостающие части картины по имеющимся данным.

Главный очевидный минус скорочтения — это то, что вашему ребенку быстрее наскучит чтение книг «от корки до корки». Кроме того, дети поверхностно воспринимают произведения и медленнее пополняют свой словарный запас, поскольку не успевают полноценно осмыслять текст и слог автора.

Зачем нужно скорочтение детям

Есть разные методики скорочтения для детей, которые позволяют удвоить, а то и утроить обычную скорость. Предлагаем разобраться в преимуществах скорочтения.

В первую очередь оно учит детей быстрее обрабатывать информацию. Скорочтение — залог успешной учебы для детей, этот навык значительно экономит время школьников, уменьшает часы, затрачиваемые на выполнение домашних заданий и подготовку к контрольным.

Есть несколько методик скорочтения для детей с упражнениями. Большинство из них основывается на идее, что скорость чтения зависит от метода восприятия текста, который можно изменить. Традиционно в школе учат читать поэтапно: сначала разбираются отдельные слоги, затем слова, объединяющиеся в предложения и, в конечном счете, в смысловой текст. Но наш мозг способен на большее, и изменение подхода к чтению может помочь значительно сократить время на обработку текста.

Какие есть препятствия на пути к быстрому чтению

Есть несколько ключевых моментов, влияющих на быстроту нашего чтения:

  1. Ограниченное поле зрения. Наши глаза способны фокусироваться лишь на узком участке пространства от 5 до 30 градусов, оставляя остальное пространство для периферийного зрения, которое не так хорошо адаптировано к детализации. Это означает, что мы не можем за раз увидеть и обработать всю страницу. Но можем научиться быстро улавливать основной смысл текста, сканируя отдельные фразы.

  2. Субвокализация. Это явление, происходящее во время чтения, когда мы проговариваем слова про себя. Оно замедляет чтение, так как наш мозг не привык воспринимать слова как наборы изображений. Преодолеть субвокализацию поможет не только частое чтение, но и специализированные тренировки на скорочтение.

  3. Проблемы с концентрацией. У детей начальной школы скорость чтения может снижаться из-за трудностей с фокусированием. Это может быть результатом частых отвлечений, склонности к мечтательности или неспособности долго сидеть на одном месте. Такие проблемы могут указывать как на СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), так и на последствия стресса, недосыпа или отсутствия дисциплины. Развитие навыков концентрации также важно для улучшения скорости чтения.

Эти факторы играют значительную роль в технике скорочтения для детей. Для освоения этого искусства важно понимать, что во время чтения наши глаза не скользят по тексту равномерно, а перемещаются рывками, захватывая и анализируя группы слов. Эти перемещения, известные как саккады, происходят очень быстро, но именно они и замедляют процесс чтения, поскольку включают в себя моменты остановок для понимания прочитанного отрывка.

Одним из методов ускорения чтения является сокращение числа этих рывковых движений глаз. Эксперты рекомендуют развивать умение следить за последовательностью чтения без отвлечения взгляда на предыдущие или последующие слова, достигая плавности и непрерывности восприятия текста. Сначала это замедлит скорость чтения, но спустя время, значительно улучшит показатели.

Основные приемы обучения ребенка скорочтению

Быстрое прочтение страницы без понимания содержания — это бесполезное упражнение. Важно, чтобы ребенок усвоил 50–75% информации. Разберем основные упражнения, которые помогут улучшить технику скорочтения для детей.

Отказ от внутреннего проговаривания

Когда у детей формируется привычка повторять прочитанное про себя, то скорость их чтения ограничивается скоростью голосового чтения. Методика, известная как «ритм Жинкина», основана на использовании специальной ритмической композиции. Она не совпадает с ритмом и мелодикой русского языка, для которого характерно изменчивое ударение.

Посоветуйте ребенку стучать пальцем по столу во время чтения. Тогда в участке мозга, который отвечает за управление двигательной функцией речи, будет возникать индуктивный эффект. Проще говоря — моторный канал речи временно заблокируется, и ребенок не сможет проговаривать текст про себя.

Такой подход способствует переходу к сенсорному типу восприятия информации, когда человек обрабатывает информацию, воспринимая ее визуально, а не проговаривая.

Улучшение периферийного восприятия

Использование только центрального зрения приводит к тому, что дети воспринимают текст слово за словом.

Но, если ребенок научится охватывать взглядом весь текст сразу, в его сознании мгновенно появится полная картина, что повысит скорость чтения.

Есть разные методы тренировки периферийного зрения, позволяющие увеличить область восприятия текста. Одним из эффективных способов является использование таблиц с клиновидным расширением. Распечатайте одну или несколько таблиц и предложите ребенку читать числа по бокам, смотря только на центральную колонку.

Упражнения для обучения детей скорочтению

Кроме методик для улучшения способности воспринимать текст, как единое целое, существуют специальные упражнения для скорочтения, которые помогают увеличить объем прочитанного за единицу времени.

Фоточтение

Этот метод подойдет, если вашему ребенку нужно повторить большой объем ранее знакомой информации. Для детального изучения новых или сложных тем использовать его не рекомендуется, поскольку можно упустить важные детали.

Разберемся, как научить ребенка быстрому чтению с помощью этого метода:

  • Помогите ему ознакомиться с оглавлением, чтобы он понял, о чем текст.

  • При просмотре страниц посоветуйте охватить взглядом целые блоки текста и вычленять основные идеи.

  • После первичного просмотра, задайте ребенку вопросы по содержанию, попросите выделить главную мысль. При необходимости можно вернуться к началу страницы и уточнить некоторые моменты в тексте.

Диагональное чтение

Суть метода заключается в использовании периферийного зрения для быстрого захвата информации, что аналогично фоточтению.

Чтобы научить ребенка так читать:

  • Проведите мысленно или карандашом диагональную линию от верхнего левого до нижнего правого угла страницы.

  • Попросите малыша, двигаясь взглядом по этой линии, постараться охватить как можно больше текста.

  • Не возвращайтесь к уже прочитанным фрагментам до завершения всего текста. Это можно будет сделать позже.

Эти два метода идеальны для быстрого ознакомления с материалами по темам, в которых ребенок ориентируется. Но их использование для обучения младших школьников может быть неэффективно. Так как выделить ключевые моменты из текста не всегда легко.

Буксир

Метод предполагает совместное участие ребенка и взрослого. Вначале они вместе вслух читают несколько предложений. Затем взрослый переходит к чтению про себя, а ребенок продолжает чтение вслух в том же ритме. Затем взрослый снова подключается к чтению хором.

Это упражнение можно использовать с детьми разных возрастов. В начале занятий рекомендуется вести пальцем по тексту во время тихого чтения. Это поможет ребенку сконцентрироваться, держать ритм и научиться бегло читать.

Прыжки и остановки

Упражнение похоже на веселую игру, цель которой — развитие внимания, зрительной памяти и умения ориентироваться в тексте.

Процесс выглядит так: ребенок располагается за столом, перед ним находится открытая книга. По сигналу взрослого он начинает читать текст в быстром темпе. По команде «Стоп», ученик останавливается и закрывает глаза или отводит взгляд на некоторое время. В эту минутку отдыха можно перекусить вкусным коктейлем «Растишка» в удобной упаковке. Затем взрослый дает команду продолжить чтение, и ребенок должен без подсказки найти место, на котором он остановился, и продолжить.

Резюме

Скорочтение важно для расширения кругозора и эффективной адаптации учащегося в школьной среде. Регулярные занятия помогут улучшить технику чтения у ребенка и скорость восприятия информации.

Другие статьи категории Полезные статьи