Развитие новых навыков и получение знаний о мире — главная задача детей пока они растут. Им любопытно все вокруг, но чтобы усвоить новый материал, нужна системность и практика. Если обычными уроками вашего малыша не привлечь, на помощь придут дидактические игры. Игровая форма сделает любое занятие интереснее и полезнее для ребенка и проще для родителей и педагогов.
Дидактические игры — один из методов активного обучения, который направлен на развитие мотивации ребенка к самостоятельному освоению материала. Такие игры развивают творческое мышление, потому что перед ребенком ставится реальная задача внутри игровой ситуации. У каждой игры с дидактическим материалом есть правила и система оценивания: зачастую есть только один правильный ответ и порядок действий.
В дидактические игры для детей можно играть дома, в детском саду и в путешествиях. Кроме того, дидактические игры в школе можно увидеть на уроках в младших классах. Учителя подталкивают новоиспеченных школьников активнее взаимодействовать друг с другом, работать в команде и запоминать новую информацию.
Рассказываем, какие игры подойдут для интересного времяпрепровождения с детьми разного возраста. Чтобы грамотно подобрать игру под возраст вашего ребенка, рекомендуем изучить этапы его развития.
Дидактические игры в 3–4 года нужны для развития внимания, памяти и речи.
Запомни фигуры
Для игры подходят распечатанные цветные карточки или пластиковые и деревянные геометрические фигурки. Цветные бумажные карточки можно приклеить на картон — так они прослужат дольше. Покажите малышу фигурки и скажите, что нужно запомнить их порядок. Перемешайте и попросите разложить их в правильном порядке. Если видите, что такое упражнение пока дается сложно, предложите ребенку пример, который он сможет повторить. Для этого понадобится два набора фигурок.
Найди всех
Эту игру можно предлагать детям с самого раннего возраста. Для этого понадобятся яркие четкие картинки с большим количеством похожих элементов. Пусть малыш покажет всех зайчиков, птичек, рыбок и пчелок. Это упражнение поможет научиться определять внешние признаки разных животных, развить внимательность и улучшить концентрацию.
Логические цепочки
Для этой игры тоже нужны карточки. Распечатайте похожие картинки, где четко видна последовательность, например, процесс роста растения от семечка до цветка, создания пирамидки из кубиков или снеговика из шариков, таяния свечки и т.д. Предложите ребенку разложить их в логическом порядке, например, от маленького к большому или наоборот. Подобные дидактические игры для детей 3–4 лет развивают аналитическое мышление. Дети начинают понимать взаимосвязи между предметами и явлениями. А их речь становится более логичной.
Найди отличия
Примерно в три года малыш должен научиться различать вещи и находить сходства. В этом помогает игра «Найди отличия». Ребенку нужно показать и назвать отличия на двух похожих изображениях, поэтому игра развивает внимательность и речь одновременно. Можно начать всего с одного отличия: показать картинку с одной собачкой и с двумя.
Дидактические игры в 3 года не должны быть сложными и запутанными. Помогайте малышу и повторяйте похожие действия, а главное, хвалите его почаще. Даже за самые маленькие успехи можно предложить малышу вкусные и полезные творожки «Растишка».
После четырех лет игры направлены на развитие внимательности, логики и мышления, а также на формирование элементарных математических навыков. Дидактические игры в 4–5 лет уже могут быть чуть сложнее.
Задачки для ума
Классная дидактическая игра на 4 года — решение задачек на развитие мышления. Покажите ребенку картинки, на которых будет не хватать по одному элементу, и карточки с этими элементами. Предложите ему подобрать к каждой картинке недостающий предмет: для курочки — это цыпленок, для машины — колесо, для дерева — яблоко. Если хотите усложнить задачу, добавьте к карточкам неподходящие предметы: для курочки — цыпленка, рыбку, кошку. Попросите малыша объяснить свой выбор, например, сказать, что колесо — это часть машины, а окно — часть дома.
Изучаем цифры
Самое время научиться считать. Для этого нужны карточки, деревянные или пластиковые фигурки, игрушки, любые палочки, и, конечно, сами цифры. Считать можно практически что угодно, но самый удачный вариант — сразу учиться ассоциировать количество предметов с определенной цифрой. Покажите малышу карточки. Как правило, на них будет изображено количество животных, соответствующее указанной цифре. Предложите посчитать все предметы на картинке и запомнить цифру. Еще один вариант — посоветовать ребенку положить рядом с карточкой то количество палочек, кубиков или игрушек, которое соответствует цифре.
Цифры по порядку
Предложите ребенку разложить карточки с цифрами в определенном порядке, например, от большего к меньшему или наоборот. Можете добавить в игру предметы или картинки с животными и попросить расположить их в нужном порядке: одна коровка, две коровки, три коровки и т.д. Если такое упражнение дается легко, соедините эти две мини-игры: пусть малыш подберет к каждой последовательности цифр картинки с животными. Затем уберите некоторые цифры. У вас получится новая последовательность.
Дидактические игры для детей 4–5 лет уже сложнее и отнимают больше энергии. Если малыш устанет, предложите ему восстановить силы вкусным йогуртом «Растишка» из натуральных ингредиентов.
С четырех лет дети знакомятся с буквами, а в пять — учатся читать, поэтому любые игры, которые в этом помогают, пойдут на пользу. Поддерживайте своего ребенка в стремлении развиваться! Уверяем, малыши очень быстро растут.
Прочитай по первым буквам
Используйте наборы карточек с изображением любых предметов. Придумайте слово, выложите карточки по порядку и попросите ребенка назвать каждый предмет по очереди. Затем ему нужно назвать по очереди буквы, с которых начинаются названия предметов на картинках, и соединить первые буквы в одно слово. Например, последовательность карточек «лист — улитка — желудь — арбуз» даст слово «лужа». Это отличное упражнение на логику и развитие креативности.
Усложненная игра «Найди отличия»
Дидактические игры в 5–6 лет могут быть похожи на те, к которым малыш привык еще в три года, но они будут сложнее. На картинках, на которых нужно найти отличия, может быть уже 8, 10 или даже 15 отличий. В этом возрасте ребенок обязательно должен научиться объяснять, в каком месте картинки не совпадают и чем отличаются элементы на них. Этот навык будет очень полезен в школе, когда нужно будет отличать правильное слово от неправильного и находить ошибки.
Слова противоположности
В пять лет ребенку нужно научиться определять противоположности и объяснять их словами. Рассказать малышу об антонимах помогут карточки с природными явлениями (лето — зима, солнце — дождь), противоположными действиями (поднять — опустить, идти — стоять), разными плоскостями (высоко — низко, далеко — близко), размерами (большой — маленький) и ощущениями (горячо — холодно, гладко — шершаво).
Назови как можно больше предметов
Дети всегда стремятся изучить все вокруг себя. Поэтому многие дидактические игры для детей 5–6 лет основаны на поиске вещей. Попросите ребенка посмотреть вокруг и назвать как можно больше предметов, которые его окружают. Можно играть на улице, в комнате или в машине по дороге. Следите за тем, чтобы малыш не повторялся. Если хотите усложнить, попросите его назвать цвет и качество предмета, например, этот стол — белый, твердый и гладкий. Задавайте наводящие вопросы, если ребенок не может придумать, какой предмет назвать.
Дидактические игры для детей дошкольного возраста направлены на развитие речи и письма, понимания природных процессов, взаимосвязей, закономерностей и запоминания на слух. К этому возрасту мелкая моторика уже значительно лучше развита, чем у малышей, поэтому дошкольники очень любят мастерить поделки своими руками.
Что лишнее
Дидактические игры для дошкольников уже не обязательно должны включать предметы и карточки — нужно развивать восприятие информации на слух. Назовите тему, о которой будете рассказывать, например, «весна». Затем перечислите факты по теме и не по теме вразброс: «тает снег, расцветают подснежники, птицы улетают на юг, с деревьев падают желтые листья, бегут весенние ручьи». Попросите ребенка назвать, что не относится к вашей теме, и объяснить почему.
Хорошо или плохо
Найдите и распечатайте карточки с иллюстрациями жизненных ситуаций. Это могут быть правила гигиены, помощь старшим, хорошие или плохие поступки, добрые дела и правила безопасности. Дополнительно распечатайте карточки с надписями «хорошо» и «плохо». Предложите ребенку соединить карточки и подписи, а затем рассказать, почему он так думает. Играя, вы узнаете отношение ребенка к разным ситуациям и сразу скорректируете его мышление, если нужно.
Чем это делают
Развивающая игра для запоминания предметов и связанных с ними действий. В ней можно задействовать картинки и предметы, а можно не использовать ничего и ограничиться объяснениями. Спросите у ребенка, «Чем разрезают?», «Чем чертят?», «Чем рисуют?» и «Чем клеят?». Можно начислять баллы за каждый правильный ответ и играть до определенного счета.
Дидактические игры в начальной школе — самый доступный и понятный для детей вид учебной деятельности. Если ребенок привык все познавать через игровой формат, он будет более заинтересован играть, чем решать задачи. А еще, групповые дидактические игры улучшают навыки общения и командной работы.
Назови признаки
Педагог может посвятить игру изучению школьных принадлежностей, предметов из одной группы, определенной местности и т.д. Школьники должны назвать их характерные признаки и описать детали, причем чем больше, тем лучше. Например, «рюкзак Тани розовый, большой, с тремя карманами и на нем есть черный брелок». Другой пример: «пустыня жаркая, большая, в ней мало растений и много песка».
Скажи правильно
Полезное упражнение на установление логических связей — игра «Скажи правильно». Педагог предлагает несколько неправильных утверждений, а ребенок должен понять, в чем ошибка и сказать верный ответ. Примеры утверждений: «мяч квадратный», «солнце синее», «снег горячий», «лимон сладкий». Опровергая утверждения учителя, школьники учатся выражать свое мнение и аргументировать его.
Где это растет или чье это
Игра на соотношение части и целого помогает ребенку понять связь между объектами. Есть два стандартных варианта игры: соотносить деревья и их плоды или животных и их части тела. Если педагог выбирает деревья, он просит школьников определить, где растут шишки, сливы, яблоки, желуди, сережки и т.д. Если выбирает игру про животных, просит соотнести картинки с ушками, лапками и хвостиками и картинки с животными, которым они принадлежат.
Дидактические игры помогают детям практически любого возраста учиться быстрее и развивать важнейшие навыки. Особенность таких игр — наличие одного правильного ответа, поэтому их просто проводить. Дети любят получать новые знания в игровой форме, а разнообразие версий, карточек и материалов не даст вашему малышу заскучать.
Поддерживайте и хвалите своих детей, чтобы интерес к развивающим играм сохранился надолго. И не забывайте, что малышам нужно вовремя перекусить — в этом помогут продукты «Растишка» в удобной упаковке.