Какие активные игры предпочитает ваш малыш? Наверняка среди его любимых развлечений игры с мячом. Узнайте, как этот вид спортивных упражнений способствует развитию ребенка, и какие игры с мячом стоит ему предложить.
Психологи и физиологи уверены: чем лучше малыш управляет своим телом, тем логичнее он мыслит, быстрее реагирует, увереннее себя чувствует и внимательнее относится к происходящему вокруг себя. А значит — лучше учится в школьные годы и успешнее идет по жизни, став взрослым и самостоятельным человеком.
К счастью, для того чтобы заложить основы будущего успеха чада родителям достаточно правильно спланировать спортивные активности ребенка — в частности, игры и упражнения с мячом, которые прекрасно развивают ловкость.
Какие виды действий с мячом стоит освоить?
Родителям стоит продумать «развивающую программу». Педагоги и специалисты по физическому развитию дошкольников предлагают пошагово осваивать игровые действия с мячом и выделяют следующие этапы:
• Передача мяча парами. Игроки становятся друг напротив друга, один из них отправляет мяч в сторону второго так, чтобы напарник смог его поймать и передать обратно;
• Передачи мяча в парах в ходьбе со сближением и удалением. Как и в первом упражнении, игроки становятся друг напротив друга, но теперь не просто броском передают мяч друг другу, а одновременно с передачей мяча делают шаг вправо или влево. Для того чтобы второй игрок смог поймать мяч в новой точке, подающему игроку предстоит продумать траекторию полета мяча. Как только этот этап упражнения станет даваться детям легко, стоит предложить им новую задачу: теперь, передавая мяч, игроки сначала делают шаг в сторону, а при следующей передаче, делают шаг навстречу друг другу или шаг назад, удаляясь друг от друга. Теперь им предстоит менять не только траекторию полета, но и силу подачи, чтобы мяч не летал слишком далеко или близко, и напарник мог его поймать на меньшем или большем расстоянии;
• Ведение мяча в сочетании с оста¬новкой, передачей или броском. Перед игроком стоит задача сделать несколько шагов и при этом чеканить мяч о пол, «ведя» его рядом с собой. Игру можно усложнить, предложив детям такие правила: пройдите три шага, чеканя мяч о пол, остановитесь и броском передайте мяч второму игроку;
• Броски мяча в цель (высота броска 1 — 1,5 м);
• Броски мяча в цель (высота броска 1 — 1,5 м) разными способами — после ловли, после ведения с останов¬ками;
• То же, но бросок в горизонтальную цель (обруч), расположенную на рассто¬янии 1,5 — 2 м.
И если передачу мяча в паре и даже среди троих игроков вы вполне освоите в тесном семейном кругу, то для более увлекательных и сложных игр вам вскоре потребуется участие друзей малыша по детской площадке. От количества игроков будет зависеть степень увлекательности игры, а мы ведь помним, что игра должна приносить ребенку радость — только тогда она будет носить развивающий эффект. Так что не теряйте времени и формируйте команду играющих!
Игры с мячом для нескольких игроков
«Играй, играй, мяч не теряй«
Каждый из детей самостоятельно играет с мячом — ловит и бросает, водит, катит — в любом свободном месте площадки. После сигнала все должны как можно быстрее поднять мяч вверх. «Опоз¬давшие» получают «штрафное очко». Затем игра продолжается. Выигрывают те, кто за время игры не получил штрафных очков или получил их наименьшее количество. Взрослый может заранее оговорить движения с мячом, которые дети могут выполнять в игре.
«Мяч водящему«
Дети становятся в круг диаметром 3 — 4 м. В центре круга стоит водящий с мячом, который поочередно бросает мяч игрокам, стараясь не уронить и получить его обратно. Мяч должен обойти всех игро¬ков три раза. Взрослый засекает время, за которое проходит первый раунд, и предлагает участникам игры сыграть снова, стараясь улучшить время.
«Вызови по имени«
Команда из 5 — 7 детей образует круг. В центре — водящий с мячом, который бросает мяч вверх и называет имя того, кто должен поймать мяч прежде, чем он упадет на землю. Поймавший мяч бро¬сает его вверх и также вызывает кого-либо из команды. Со временем диаметр круга, по которому стоят дети, должен постепенно увеличиваться.
«Овладей мячом«
Двое игроков, стоя на расстоянии 2 — 3 м, перебрасы¬вают мяч друг другу любым способом. Третий, располагаясь между ними, ста¬рается перехватить мяч или коснуться его рукой. Эту игру можно усложнить такими вариантами: перед броском то¬варищу игрок должен чеканить мяч на месте или бросить мяч вверх, вниз и поймать.
«Не давай мяча водящему«
Игра¬ющие образуют круг, в центре — водящий. Игроки передают мяч в разных направлениях, а водящий старается пой¬мать (перехватить) мяч или коснуться его рукой. Если это ему удается, то водящим становится игрок, делавший последнюю передачу, а бывший водящий занимает его место.
Так, постепенно осваивая все более интересные игры с мячом, малыш развивает меткость и ловкость, координацию движений и скорость реакции. Незаметно для себя, он учится контролировать свое внимание и становится более наблюдательным. К тому же, групповые занятия с мячом учат его играть в команде. И все эти навыки обязательно пригодятся ему в будущем!