Растишка

«Они меня не любят»: почему дети могут чувствовать себя лишними в семье

Психология
Ольга Гаранина
Практический психолог, психодраматерапевт, арт-терапевт, семейный психолог, педагог дошкольного образования, педагог-психолог 2 категории

Обычно о нехватке внимания или любви малыш говорит прямо. Он может выпалить: «Ты меня не любишь!» или «Я вам не нужен!». А родителю остаётся лишь гадать, почему ребёнок вдруг забыл всё хорошее и сконцентрировался на негативе. Можно попробовать поговорить с крохой напрямую о том, что его беспокоит. Но если малыш не хочет обсуждать, а проблема никуда не уходит, всю работу по «возврату к заводским настройкам» предстоит сделать маме и папе. 

Какой я родитель

Чтобы понять глубину проблемы, важно обратить внимание на собственную модель воспитания. Есть несколько типов родителей, которые самим своим поведением могут сформировать чувство ненужности у малыша. Это вовсе не значит, что такой родитель НЕ любит. Но, возможно, некоторые действия значимых для ребёнка взрослых являются травмирующими. По мнению психолога Юлии Гусевой, чувство ненужности может возникать у детей, воспитывающихся по следующим моделям.

Родительство в слиянии

«Мы» вместо «ты». «Наш» — но не «ребёнка». Родитель, находящийся в слиянии, не отпускает кроху ни на шаг. Растворяясь в ребёнке, он не живёт своей жизнью и не позволяет взрослеть сыну или дочке. У малыша нет возможности почувствовать себя отдельной личностью, с собственными интересами, желаниями и зоной ответственности. 

Что делать? Советы просты:

  • Меняйте риторику. Мы-высказывания заменяйте он/она-высказываниями.
  • Контролируйте поведение. Не выполняйте за ребёнка то, с чем он в состоянии справиться сам. Таким образом вы продемонстрируете доверие и обозначите для формирующейся личности зоны роста.

Родительство с поворотом на себя

В такой модели мамы и папы всё делают сами. Они тянут любую ношу, скрипя зубами. За помощью не обращаются даже к домочадцам. Более того, они считают неправильным вмешиваться в дела ребёнка, что-то советовать и уж тем более контролировать. С одной стороны, это развивает самостоятельность крохи. А вот с другой — чувство, что его проблемами, интересами, тревогами и радостями с мамой или папой не поделиться. Так вырабатывается чувство ненужности. Нередко это приводит к бунту: плохая учёба, эксперименты с увлечениями, попытки пойти наперекор — безмолвное «Эй, посмотрите, я здесь!».

Всё решается просто:

  • Включите малыша в свои занятия и дела. Например, попросите разложить продукты из пакета или отнести вещи в стирку — дети любят быть частью процесса, не стоит лишать их такой возможности. 
  • Говорите и обсуждайте. Чем раньше малыш поймёт, что со взрослым можно поделиться волнующим, тем лучше. А если мама или папа тоже расскажут о своих чувствах, это только укрепит во мнении, что ему доверяют. 

Родительство с обесцениванием

Как часто на детской площадке можно услышать «Посмотри: Маша всё делает правильно, она молодец. А ты носишься как угорелый!». Ещё хуже, если это не разовая акция, а постоянный прессинг. 

Быть самым послушным, лучше всех читать, выше всех прыгать… Каждое следующее достижение — лишь ступень к новому, а не повод для гордости. В итоге ребёнок думает, что такого, какой он есть, не любят. А любовь нужно заработать или заслужить. 

Чтобы этого не допустить, попробуйте:

  • Хвалить. Даже за, казалось бы, небольшие успехи и достижения. 
  • Подмечать уникальность. Возможно, кроха медленно читает. Зато он рисует отличные натюрморты или здорово играет в футбол. 

Как на чувства малыша влияет обстановка

Причин, по которым ребёнок может чувствовать себя нелюбимым, много. Среди них:

  • Необходимость делить родителей с младшим братом или сестрой. 
  • Нехватка внимания из-за работы родителей.
  • Развод, появление новых отношений у мамы или папы.
  • Отстранённость взрослого при общении с малышом.
  • Конфликты и ссоры в семье.

Какой бы ни была причина, итог один: ребёнку нужно внимание взрослого. И слова вроде «Ты меня не любишь!» могут быть сказаны, чтобы услышать в ответ важное «Я тебя люблю» от самых близких людей.

Что я могу сделать как родитель

Ситуацию, в которой малыш чувствует себя лишним, решить возможно. Но важно понимать, что это не разовый приём. Вот что стоит делать регулярно:

  • Максимально вовлечённо проводите время друг с другом. Это не значит смотреть телевизор в одной комнате. Общайтесь, разделите увлечения малыша (рисование, лепка, сборка моделей). Вместе пробуйте что-то новое, гуляйте, рассказывайте о впечатлениях от совместного времяпрепровождения. 
  • Делитесь мыслями и чувствами. Спросите, как прошёл день в саду или школе. Что понравилось больше всего, а что — нет. Поделитесь своими новостями. 
  • Говорите «Я тебя люблю» и обнимайте без повода. Ребёнок не должен связывать проявление тёплых чувств со своими заслугами. Известный американский психолог и психотерапевт Вирджиния Сатир советует родителям обнимать детей не меньше 12 раз в день. Конечно, не нужно выдавать объятия, как лекарство, строго по рецепту. Просто помните о важности телесного контакта для формирования личности. 
  • Следите за речью. Нарушить психологическое равновесие можно всего парой слов. Не нужно говорить, что ребёнка за плохое поведение заберёт «дядя милиционер». Избегайте манипуляций своим уходом («Если ты не послушаешься, я уйду одна!»). Всё это питает страх потерять маму или папу.

Самое главное — прислушиваться к чувствам малыша, корректировать своё поведение в зависимости от его потребностей. Тогда вы точно никогда не услышите такое горькое и обидное «Ты меня не любишь!».

Другие статьи категории Психология